Параллельная Обработка Данных, 10 лекция (от 06 ноября)
Материал из eSyr's wiki.
Предыдущая лекция | Следующая лекция
Закончили архитектуру параллельных вычислительных систем. Для классов были выписаны сложности.
Вторая тема — Технологии параллельного программирования. Программирование на ассемблере уходит в прошлое. Нужен посредник, который записывает методы на языке понятном и нам и машине.
Технологии параллельного программирования
Задача — Метод — Алгоритм — Технология программирования — Программа — Компилятор — Компьютер
ТП — центральная часть. Речь пойдет о параллельных ТП.
Во всей цепочке не должно быть ни одного узкого места, в том числе и в технологиях. Технологии должны эффективно выражать метод и эффективно отображать их на разные классы компов. Иногда помогает то, что уже реализовано в архитектуре(суперскалярность), но без спец технологий не обойтись. Для того чтобы достичь цели можно выбрать и массу обходных путей — сразу с яву на комп (например, при использовании какого-нибудь мощного пакета). На самом деле возможен почти любой обходной путь через основные понятия. Вообще есть три критерия для ТП:
- Эффективность. Допускает ли она создание эффективных программ?
- Переносимость. Хочется, чтобы программа не была привязана к конкретному компьютеру
- Продуктивность. Работы программиста.
Любая технология — это компромисс между этими критериями. С точки зрения этих критериев мы и будем оценивать технологии. Когда говорим про ТПП, имеется ввиду целый набор подходов, которыми можно пользоваться:
- Использование традиционных языков программирования. Паскаль, Фортран. Предполагается, что компьютеры с параллельной архитектурой. Кто-то должен определить параллельную струкутуру. Это нагрузка ложиться на компилятор. Надежда на умный компилятор, как показывает история — пустая. В любом случае требуется вмешательство. Так что, как бы ни был удобен этот путь (столько всего написано), он неэффективен.
- Специальные комментарии. Не влияют на суть программы, там указываются дополнительные сведения, упрощающие жизнь компилятору. Чуть-чуть сдвигаемся в сторону эффективности, остаемся в рамках прежней программной инфраструктуры (такую программу можно скормить и не поддерживающему специальние комментарии компилятору). Это часто использовали на векторных компютерах. В них самое главное было — распознать внутренние циклы без зависимостей. Именно эта дополнительная информация и была наиболее часто используемым видом комментариев.
- Введение дополнительных конструкций в традициионые языки. Была иллюзия, что добавим несколько новых конструкций, человку нужно будет немножко поменять и все станет параллельно. Пример HPF -- через 7-8 лет осознали, что страдает эффективность. MPC - поззволяет прораммировать для неоднородной сети компьютеров.Большие проблемы с переносимостью -- без спецефичных компиляторов для платформы не будет параллельных программ.
- Новые языки. Occam, Sisal. Опять проблемы с переносимостью. Появление любых новых стандартов, вовлечение в свою веру, привлечение людей -- это большие сложности В ипмебыл создан язык НОРМА - для обработки сеточных функций. Хорошо с эффективностью и продуктивностью, плохо с переносимостью, Речи о том чтобы использовать везде к сожалению не идет.
Сейчас наиболле распространненая арх — компы с распределённой памятью. Общение — передачей сообщений. Появилось много библиотек передачи сообщений.
- Библиотеки передачи сообщений. PVM, MPI, Shmem. За основу беруться традиционные программы. На сегодняшнитй день 95% процентов прорамм -- это наполовину с, наполовину фортран.
- параллельные предмнтные библиотеки. Хорошие пакеты по линейке, преобр фурье, обработки изображений. Обвязка на обычном языке, а весь паралеллизм в спец библиотеке, реализованной специалистами, грамотно распралеллеными. ПРимеры -- Scalapack - основные функции линала для компов с распр памятью.FFTW - преобразования фурье, часто используется, и многие другие. Подход удачный, часто используется.
- Специализированные комплексы программ. Средство самого выского уровня, чел формулирует задачу в терминах предметной области, все этапы за программиста сделают. Maxima, ANSYS GAMESS, Flow Vision. Это самый идеальный вариант, если можно этим подходом решить задачу -- то так и надо делать.
Базовый вопрос - дали систему из 1000 процов. А как себе представить себе функционирование программы, анд которой одновременно работают 1000 процессоров. Вопрос о модели о конца не решен, пока есть два подхода
- SPMD(Single program Multiple Data). Берется один код программы и все процессоры работают согласно одной и той же программе, но каждый процесс работает над своими данными. Как этого добиться? В любом случае в тп предусматривается средство самоопределение роцесса. пусть это функция MyID. Оно взвращает униек номер приписанный данному процессору. Как разделить работу? Очен просто --- ид == работе с роцессором номер ид.
- Мастер/Рбочие -- разбиение всего множествоа процессов параллеьной программы на мастера(распределяюещего ресурсы) и подчиненных. Подчиенные как правило работают по одномк =у тексту прораммы, мастр по собственной. Master/Slaves -- запретили по соображением политкорректности.
Перейдем к детальному рассмотрению MPI.
MPI
Начало 90 годов. Аббревиатура от Message Passing Interace. Ориентирована на компы с распр памятью, в которых роцессы общаются с помощью передачи сообщений. Полный вариант стандарта -- более 100 функций. Разберем основные идеи. Стандарт 1.1 До сих пор используется, хотя появился уже 2.0. Пользователи не уверены в том что переход н 2.0 эффективен и многие юзают 1.1. МПИ распр в виде библиотек для с и фортрана. Все детали текущей реализации доступны на mpiforum.org,.На всех современных платформах есть мпи. Изначально он был ориентирован на инукс, но уже давно есть погддержка для виндовс, в вин клстер сервер - он выдвинут на первый план. Конструкции мпи начинаются с MPI_ .
- include<mpi.h>
Что из себя представляет парл мпи программа -- набор независимых процессов(процесс в терминах юникса, у каждого процесса свое адресное пространство, общей памяти у процессов нет). Предпорлагается что породили м штук процессов одновремено, потом завершаются. Нельзя динамически породить парал процесс.В мпи2 от этого отошли. В очень большом числе случаев это вполне достаточно, как показывает опыт. Введено понятие группы процессов. Для группы выделяется специальное пространство для общение, которое называется коммуникатор. Есть надежда, что общение в нескольких коммуникаторах эффективней, чем в общей куче. Имеется нечто всеобъемлющее -- коммуникатор куда погружены все процессы. Он называется MPI_COMM_WORLD -- определен всегда. Каждый пар процесс имеет уникальный номер. В каждом коммуникаторе процесс может иметь свой номер. В способе формирования коммуникаторов и групп - полная свобода, они могут полностью вкладываться,частично пересекаться, вовсе не пересекаться. То, что касается сообщений. Набор однотипных данных, кот передаются от одного процесса к другому. Это содержательная сторона сообщения. Важно, что все данные имеют один и тот же тип, для разнородной инфы требуется спец ритуальный танец. Каждое сообщение имеет тэг(некая доп информация, целое число). Введено понятие производных типов.Пользователь может создавать свои типы и их передавать. Например туда пользователь может внести неоднородность. Не во всех задачах процессы общаются аморфной кучей. Иногда процессы например образовывают кольцо, у каждого ровно два соседа. Есть понятие виртуальная топология, опредлив которое можно навести порядок в общении процессов друг с другом. Часто процессы распологают в узлах прямоугольной решетки с/без зацикленности по тору. Несколько слов о самой технлогии. Рассматривать будем на примере с. Основа с эта функция.
Любая мпи функция возвращает код - MPI_SUCCESS - все закончилось нормально. Если вернулось не это значение -- код ошибки можно посмтореть в стандарте.
- Общие функции.
- MPI_Init(int * argc, char *** argv); сколько процессов породилось - указано в аргв. Все остальные действия могут выполняться только поосле того как выполнилась функция мпи инит. Но и выполнить ее можно только один раз.
- MPI_Finalize(void) - закончить все мпи процессы.
- MPI_Initialized(int *flag) - запускал ли кто-нибудь уже мпи_инит или нет.Содержательный результат возвращется через флаг
- MPI_Comm_size(MPI_COMM comm, int *size) - количество параллельных процессоров в данном коммуникаторе.
- MPI_Comm_run(MPI_COMM comm, int *my_id) -- коммуникатор и переменная куда будет зписан номер процесса.
Осмысленная мпи программа: Порождает некторое кол-во процессов, каждый процесс определяет сколько работает рядом с ним и свой номер.
#include <mpi.h> main(int argc, char * argv[]) { int size;//щбщее кол-во процессов int my_id;//номер текущего MPI_Init(&argc, &argv); // порождение произошло, теперь смотрим сколько вокруг и свой номер MPI_Comm_size(MPI_COMM_WORLD, &size); MPI_Comm_run(MPI_COMM_WORLD, &my_id); printf("Total: %d \n proc %d", size, my_id); MPI_Finalize(); }
Сколько процессов порождается — указывается через argv. Напечатано будет столько раз, сколько процессов породилось. Порядок в котором появятся выдачи заранее не определен, он может быть любым. Гарантируется лишь что строка — это неделимая сущность и она выдается целиком .
- Взаимодействие процессов
- Коллективные операции(все процессы воввлечены)
- Точка-точка(взаимодействует пара процессов между собой)
- Синхронные(с блокировкой)
- MPI_Send(void * buf, int count, MPI_Datatype, int dest, int tag, MPI_comm comm) — буфер сообщения который надо передать, кол-во элементов, тип элементов, номер процесса получателя, тег, в рамках какого коммуникатора.
- Причем тут синхронность? Она тут трактуется не совсем стандартно. Посылающий процесс блокируется до тех пор, пока у него есть опасение испортить отправляемые параметры.Гарантируется, что что бы в отправляющем процессе не стояло после мпи_сенд, оно будет отправлено ровно в том виде в каком было на моент вызова мпи_сенд. Доставка не гарантируется.
- MPI_Recv(void * buf, int count, MPI_Datatype, int dest, int tag, MPI_comm comm, MPI_Status * status) — статус описывает статус принимаемого сообщения. Возврат произойдет только когда в буфер запишутся все count элементов принимаемого сообщения.
- Вся система построена на том, что есть два процесса -- один посылает, а другой принимает.
- Несколько общих замечаний.
- Предположим, есть процесс А и процесс Б. В некоторый момент процесс А посылает Б два сообщения. Процесс Б их может принять. И оба сообщения идут с одним и тем же тэгом. Есть ли гарантия того что сообщения придут в определенном порядке? Да. Если от одного и того же процесса ушли два сообщения, то первым приде то, кторое первым было отправлено. Но вот если А и С отправляют что-то Б, то чьё сообщение придет первым -- неопределено
- Есть константа MPI_ANYSOURCE - если ее поставить в ресв то сообщения будут ждаться от любого процесса. Аналогично MPI_ANYTAG.
- Справедливости в обслуживании процессов нет. Если Б зкидывает А сообщениями в цикле, то еденичное сообщение из С в А может и не пробиться.
- Принятая семантика синхронных операций может приводить к тупиковым ситуациям.
- Есть два процесса, им надо обменяться сообщениями.
- Оба пишут
- MPI_Send
- MPI_Recv
- А сделал сенд Б, аналогично Б сделал сенд А. А дальше у них стоит прием. Оба процесса могут стоять бесконечон долго ожидая завершения мпи_сенд, из за особенности семантики мпи_сенд. Конкретная реализация может ожидать того, что принмающая сторона заберет сообщение. И все друг друга ждут. Эта ситуация описана во всех мануалах, она просто обходится при помощи операций асинхронного взаимодействия. Но к этому надо быть готовыми. Она может проявятьс япо разному -- аналогичный эффет возникает если надо организовать обмен сообщений между соседями в кольце.
- Асинхронные(без блокировки)
- Синхронные(с блокировкой)
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16
Календарь
вт | вт | вт | вт | вт | |
Сентябрь
| 04 | 11 | 18 | 25 | |
Октябрь
| 02 | 09 | 16 | 23 | 30 |
Ноябрь
| 06 | 13 | 20 | 27 | |
Декабрь
| 04 | 11 | 18 |
Материалы к зачету