Редактирование: История религии, 01 лекция (от 05 сентября 2008 года)

Материал из eSyr's wiki.

Перейти к: навигация, поиск

Внимание: Вы не представились системе. Ваш IP-адрес будет записан в историю изменений этой страницы.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы изменения вступили в силу.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
* '''Диктофонная запись:''' http://esyr.org/lections/audio/religion_history_2008_winter/HR_08_09_05.ogg
* '''Диктофонная запись:''' http://esyr.org/lections/audio/religion_history_2008_winter/HR_08_09_05.ogg
-
Почему нельзя доверяться учебникам. Конкретный пример: есть учебник "Основы религиоведения", "Религия есть дух. ... в качестве такового она представляет собой: ... " Это заведомо плохое определение. Почему оно плохое? Оно ничего не говорит о религии человеку, не знакомому с религией. Нужно хорошо быть знакомым с религией , чтобы понять это определение. Тут нет характеристических свойств религии. Это определение легко опровергнуть --- достаточно подобрать другой феномен жизни, попадающий под это определение. Такой феномен есть --- например, искусство, и это определение адекватно и для искусства, но искусство может быть не связано с религией. определение не работает. Сколько философов, столько определений. Можно пользоваться любым, лишь бы себе пояснить, почему это нравится, а другие нет. Есть не только светские, но и конфессиональные определения. Один из ведущих богословов, выпускник мехмата, П.М. Флоренский, защищая в 18 году магистерскую диссертацию, дал такое определение религии: "Религия является художницей нашего спасения, и дело её спасать, от чего же спасает религия? Спасает нас от нас, спасает нас от внутреннего хаоса ... " Определение неполное, поскольку зациклено только на одной функции религии --- на функции спасения. Религия является спасительницей, и возникает законный вопрос, а есть ли другие функции? Есть, хотя функция спасения специфическая, именно религиозная. Ещё в 19(?) веке решили делить на религии спасения и освобождения. Христианство подр. спасение, но далеко не каждый буддизм включает спасителя, Будда является источником знания. Ислам тоже не является религией спасения, поскольку, Муххаммад только предписывает, как над жить перед лицом Аллаха. Религии спасения тоже несут определённый ... аспект, но проявляют его по-своему.
+
Пчему нельзя довер. учебникам. Конкр. пример: есть учебник "сновы религивдения", "Религия есть дух. ... в качестве такового она предст сбой: ... " Это заведомо плохое определение. Почему оно плохое? Оно ничего не говорит о религии человеку, знакомому с религией. Нужн хорошо быть знакомым с религией , чтбы понять эт опр. Тут нет хар. св-в религии. Это опр. легко опроворгнеуть --- дост подобрать другой феномен жизни, попадающий под это пр. Такой феномен есть --- например, искусство, и это определение адекватно и для искусства, но искусство может быть не связано с религией. пределение не работает. Сколько философов, столько опр. Можно пользоваться любым, лишь бы себе пояснить, пчему эт нравится, а ддругие нет. Есть не тлько свествкие, но и конфес. определения. Один из ведущих богословов, вып. мехмата, П. М. Флоренский, защищая в 18 гду магистр. дисс, дал такое опр. религии: "Религия явл. художницей нашего спасения, и дело её спасать, т чего же спасает религия? спасает нас от нас, спасает нас от внутреннего хаоса ... " Определение неполное, поск. зациклено только на одной функции религии --- на функции спасения. Религия явл. спасителницей, и взн. законный вопрос, а есть ли другие функции? Есть, хотя функция спасения специфическиая, именно религиозная. Ещё в 19(?) веке решили делить на религии спасения и освобждения. Христианство подр. спасение, но далеко не каждый буддизм. вкл. спасителя, будда явл. ист. знания. Ислам тже не явл. религией спасения, поск, муххаммад тлько предп., как над жить перед лицом аллаха. Религии спасения тже несут опр. ... аспект, но проявляют его по-своему.
-
Ещё одно определение религии лектор предложит. Его дал примерно в то же время французский философ Эмиль Дюркгейм, отец-основатель социологии как науки, он в своей монографии "Элементарные формы религиозной жизни" дал следующее определение религии: "Религия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, секретным. Верований и практик, которые объединяются в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает" Лектор считает, что это самое адекватное определение.
+
Ещёод одно пр. религии лектр предложит. Его дал примерно в то же время франц. филосов Эмиль Дюркгейм, тец-снователь соц. как науки, он в совей монграфии "Элементарные фрмы ... жизни" дал след. опр. религии: "Религия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священням, обосбленным, секрентым. Верований и практик, которые объед. в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает" Лектор считает, что это смое адекватное определение.
-
Прокомментируем это определение. Он сразу сказал, что в религии есть две составляющих: верование, идеология и есть некий ритуал, некая практика, в религии используется термин ортодоксия (правильное знание) и ортопраксия (правильная практика). В живых религиях есть всегда носители этих идей и исполнители этих практик, если кого-то нет, то религия мёртвая, как мертвы древнеегипетская и славянская религии. Все эти попытки реконструировать комичны, хотя есть некие современные тексты.
+
Прокомментируем это опр. Он сразу сказал, что в рел. есть две сост.: верование, идеология и есть некий ритуал, некая практика, в религии исп. термин ортодоксия (правильное знние) и ортопраксия (правильная практика). В живых религиях есть всегда носители этих идей и исп. этих практик, если кого-то нет, то религия мёртвая, как мертвы древнеегипетская и славянская религии. Все эти попытки реконстр. комичны, хотя есть некие современные тексты.
-
Есть живые религии, есть мёртвые, искуственные, псевдо- и так далее, но живые религии имеют носителей, но это не единицы.
+
Есть живые рел., есть мёртвые, искуственные, псевдо- и так далее, но живые религии имеют ностиелей, но это не единицы.
-
"Если бы Бога не было, его нужно было бы изобрести" --- смеялись философы и были близки к истине.
+
"Если бы Бога не было, его нужн было бы избрести" --- смеялись философы и были близки к истине.
-
Что значит солидарная система верований и практик? И здесь мы подходит к важному аспекту в феноменологии религии. Феноменология религии только и занимается тем, что выясняет, что такое священное и святое. Одним из первых на эту тему опубликовал работу Рудольф Отто, это вызвало гигантский эффект и породило всё направление феноменологии религии.
+
Чт значит слоид. система верований и практик? И здесь мы пдх. к важн. аспекту в феноменологии религии. Феном. религии только и занимается тем, чт выясн., что такое свящ. и святое. Одним из первых на эту тему опубликовал рабту Рудльф Отто, это вызвало гигантский эффект и породило всё направление фенм. религии.
-
В первом определении нет ни слова о религии, и это умаляет всю ценность его. Что важно для религии --- священное или сверхъествественное? Для религии важно священное. Что-то может быть и тем, и тем, но как только есть священное, то есть и религия.
+
В первом опр. ет ни слова о редлигии, и эт умаляет всю ценность его. Что важнд. ля религии --- священное или сверхъествественное? Для религии важн священное. Что-то мжет быть и тем, и тем, но как только есть священное, то есть и религия.
-
Рудольф Отто в своей книге "Священное" выделил два .. --- тайное страшащее и тайное влекущее. Обязательно человек должен ощущать оба этих чувства, чтобы это могло быть квалифицироваться как приобщение к священному. Плюс к этому добавляются моменты величия и некоторые другие. Кому интересно --- читайте книжку или познакомьтесь с интерпретацией его взглядов Мирча Эллиады. Он опубликовал брошюру "Священное и мирское", издательство МГУ, там он предложил свой взгляд.
+
Рудольф тто в своей книге "Священное" выделил два .. --- тайное страшащее и тайное влекущее. Обязательно челвек должен ощущ. оба этих чувства, чтбы это мгло быть квалиф. как прибщение к священному. Плюс к этму добавл. мменты величия и нек. другие. Кому инт. --- читайте книжку или пзн. с интерп. его взглядов Мирча Эллиады. Он опубл. бршюроу "Священное и мирское", изд. МГУ, там он предлжил свой взгляд,
-
Остановимся на том, что относительно священного будем придерживаться взглядов Отто, ...
+
Остановимся на том, что отн. священного будем придерживаться взглядов Отто, ...
-
Религия обладает неким центростремительным вектором, она стягивает на себя общество, она обладает консолидирующей силой, она объединяет людей в некую общность, которую в 19 веке называли моральная общность, церковь.
+
Религия бл. неким центрострем. вектором, она стягивает на себя общ., на обл. консолоид. силой, она бъед. людей в нек. общ., которую в 19 в. называле мор. общность, церковь.
-
Никакой религии недостаточно, чтобы разобраться с этим феноменом, есть другой путь, он связан с функциональным методом. Предпринятые попытки отыскания всех функций и выявления тех, которые отличают те функции, которые присущи только религии. В учебнике ... вы встретитесь с параграфом «Функции религии и Роли религии». В учебнике указаны 8 функций религии:
+
Никакого религии недост, чтобы разобраться с этим. феноменом, есть другой путь, н связан с функц. методом. Предпр. попытки отыскания всех функций и выявления тех, которые отличают те функций, кторые присущи только религии. В учебнике ... вы встериттесь с параграфом Функции религии и Роли религии. В учебнике указаны 8 функций религии:
-
* Сатореологическая функция, которую так поддерживал Флоренский. Религия должна спасать. Религий много, и многие из них противоречат друг другу, но все они согласны с одним: с человеком что-то не то, что-то искажено, дефективно, и человека надо спасать, исправлять, лечить духовными методами. И каждая религия определяет свой рецепт этого.
+
* Сатореологическая функция, кторую так поддерживал Флоренский. Религия должна спасать. Религий много, и многие из них протеворечат друг другу, но все они согласны с одним: с человеком что-то не то, что-то искажен, дефективно, и челвека надо спасат, исправлять, лечить духовными методами. И кждая религия прдел. свой рецепт этого.
-
* Мировоззренческая функция. Первая в списке. Религия предлагает своим адептам какой-то взгляд на мир. Религия пытается пояснять, откуда человек, есть ли что-то ещё и если есть то зачем. Даже на самых прим. стадиях в .... существует пласт этиологических мифов, мифов о происхождении.
+
* Мировоззренческая функция. Первая в списке. Религия предл. своим. адептам какой-то взгляд на мир. Религия пытается пояснять, ткуда человек, есть ли чт-то ещё и если есть то зачем. ДАже на самых прим. стадиях в .... сущ. пласт этиологических мифов, мифов о происхождении
-
* Компенсаторная. ... Отчуждение многоступенчато, и затрагивает не только моральную сферу, ... . Религия --- древний социальный институт, и она первая приходила к человеку на помощь при подобного рода проблемах. Человек начинает ощущать, что он не одинок, что есть люди схожих взглядов, есть корпорация, человек начинает самоидентифицировать себя с определённой половозрелой религиозной группой... Религия позволяет комп. отчужд. человека от самого себя, от других, от общества
+
* Компесаторная. ... Отчуждение многоступенчато, и затр. не только моральную сферу, ... . Религия --- древний сц. инст., и она первая приходила к человеку на помощь при подобного рода проблемах. Человек нач. ощущть, что он не динок, чт ест люди схожих взглядов, есть корпорация, человек начинает самоидент. себя с опр. половозр. религ. группой... Религия позв. комп. отчужд. человека от самого себя, т других, от общества
-
* Коммуникативная. Понятно, что практически все социальные институты используют инструменты общения человека с человеком. Помните, что есть не только гор. коммуникации, но и верт., причём не только с реально существующими людьми, но и есть общение с гипостазированными, одушевлёнными объектами. Это души умерших, духи, ангелы, демоны. Скажем, Фауст вызывал дух земли, но это не было актом демонопоклонения, только потом появился Мефистофель. Не всякая коммуникация по нисходящей связана с ... . Кроме того, существуют нейтральные силы, которые могут быть позитивными или негативными в зависимости от ситуации.
+
* Коммуникативная. Понятно, чт прак. все соц. инст. исп. инстр. общ. человека с человеком. Помните, что ест не тлько гор. коммуник., но и верт., причём не тдлько с реально сущ. людьми, но и есть бщение с гипостазирванными, одушевлёнными бъектами. Это души умерших, духи, ангелы, демоны. Скажем, фауст вызывал дух земли, но эт не было актом демонпоклонения, только потом появлися мефистофель. Не всякая коммуник. по нисходящей связана с ... . Крме того, существуют нейтральные силы, которые мгут быть позит. или нег. в завистмостит т ситуации.
-
* Регулятивная. Религия --- очень древний социальный институт. Религия --- один из древних социальных институтов, ещё до образования государства. Всегда есть государства меньшие, которым подчиняются ст, может быть ещё прослойка между служащими и верующими. Да даже в прим. обществе есть вещь, жрец, шаман или коллегия шаманов и все остальные. Религия научилась управлять общиной.
+
* Регулятивная. Религия --- чень древний соц. институт. Религия --- один из древн. сц. инст., ещё до бр. госуд. Всегда есть гос. меньш., котрым подчиняются ст, мжет быть ещё прослойка между служ. и верующими.ДА ДАже в прим. общ. есть веждь, жрепц, шаман или коллегия шаманов и все остальные. Религия научилась упр. общиной.
-
* Интегрирующая. В учебнике встречается термин интегрирующе-дезынтегрирующая. Религия объединяет людей и отделяет её от остальных обществ. Понятно, что и в религии есть и религиозные войны, и сепаратистские войны. В основном, религия выполняет консолидирующую, интегрирующую функцию.
+
* Интегрирующая. В учебнике встр. с термином интегрирующе-дезынтегрирующая. Религия она бъед. людей и отъед её от ост. боществ. Понятно, что и в религ. есть и рел. войны, и сеп. войны. В осн., религия вып. консолид., интегр. функцию.
-
* Следующая функция --- культуроохранная. Как архитектурный(?) институт, она научились сохранять материальные и духовные богатства и блага. Если вы знакомы с археологическими находками, то большая из них связана с религиозной сферой --- это и пирамиды, и зиккураты, любое погребение, тем паче памятники зодчества Индии, Китая, Японии. Целые стили архитектуры, и так далее, и так далее. Даже очень далёкие от религии вещи контролируются церковными организациями. Даже в эпоху нового времени Ватикан контролирует призводство скрипок. Библиотеки, лучшие библиотеки церковные были до недавнего времени. Символы как таковые.
+
* След. функция --- культуроохр. Как арх. институт, она научилсь сохр. мат. и дух. бгастства и блага. Если вы знакмы с арх. находкекми, то больш. из них связн с рел. сферой --- это и пирамиды, и зиккураты, лбое погребение, тем паче памятники зодчества индии, китая, японии. Целые стили арх., и так далее, и так далее. Даже чень далёкие от рел. вещи контр. цековыными организациями. Даже в эпху нового вр. ватикан контр. призв. скрипок. Библитеки, лучшие библ. церквные были до нед. времени. Символы как таковые.
-
* Легитимирующие. Легитимирующая функция возникла уже на стадии сосуществования религиозных инстанций и госструктур. Религия начинает быть серьёзным конкурентом госвласти.
+
* Легитимирующие. Л. функция возн. уже на стадии сосущ. рег. инст.и и госструктур. Религия нач. быть серьёзным конк. госвласти.
-
* Иногда в учебниках можно увидеть психотерапевческую функцию. На взгляд лектора она полностью поглощается компенсаторной.
+
* Иногда в учебниках можно увидеть психотерапевч. функцию. На взгляд лектора она полностью поглощ. компенсаторной.
<noinclude>{{История религии}}</noinclude>
<noinclude>{{История религии}}</noinclude>
 +
{{Lection-stub}}

Пожалуйста, обратите внимание, что все ваши добавления могут быть отредактированы или удалены другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. eSyr's_wiki:Авторское право).
НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Личные инструменты
Разделы