История религии, 01 лекция (от 05 сентября 2008 года)

Материал из eSyr's wiki.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
* '''Диктофонная запись (2008 год):''' [http://esyr.org/lections/audio/others/treller/history_of_religions_2009_winter/lecture_01.mp3 Лекция 01.mp3]
+
* '''Диктофонная запись (2009 год):''' [http://esyr.org/lections/audio/others/treller/history_of_religions_2009_winter/lecture_01.mp3 Лекция 01.mp3]
* '''Диктофонная запись (2008 год):''' http://esyr.org/lections/audio/religion_history_2008_winter/HR_08_09_05.ogg
* '''Диктофонная запись (2008 год):''' http://esyr.org/lections/audio/religion_history_2008_winter/HR_08_09_05.ogg

Версия 13:03, 20 октября 2009

Пчему нельзя довер. учебникам. Конкр. пример: есть учебник "сновы религивдения", "Религия есть дух. ... в качестве такового она предст сбой: ... " Это заведомо плохое определение. Почему оно плохое? Оно ничего не говорит о религии человеку, знакомому с религией. Нужн хорошо быть знакомым с религией , чтбы понять эт опр. Тут нет хар. св-в религии. Это опр. легко опроворгнеуть --- дост подобрать другой феномен жизни, попадающий под это пр. Такой феномен есть --- например, искусство, и это определение адекватно и для искусства, но искусство может быть не связано с религией. пределение не работает. Сколько философов, столько опр. Можно пользоваться любым, лишь бы себе пояснить, пчему эт нравится, а ддругие нет. Есть не тлько свествкие, но и конфес. определения. Один из ведущих богословов, вып. мехмата, П. М. Флоренский, защищая в 18 гду магистр. дисс, дал такое опр. религии: "Религия явл. художницей нашего спасения, и дело её спасать, т чего же спасает религия? спасает нас от нас, спасает нас от внутреннего хаоса ... " Определение неполное, поск. зациклено только на одной функции религии --- на функции спасения. Религия явл. спасителницей, и взн. законный вопрос, а есть ли другие функции? Есть, хотя функция спасения специфическиая, именно религиозная. Ещё в 19(?) веке решили делить на религии спасения и освобждения. Христианство подр. спасение, но далеко не каждый буддизм. вкл. спасителя, будда явл. ист. знания. Ислам тже не явл. религией спасения, поск, муххаммад тлько предп., как над жить перед лицом аллаха. Религии спасения тже несут опр. ... аспект, но проявляют его по-своему.

Ещёод одно пр. религии лектр предложит. Его дал примерно в то же время франц. филосов Эмиль Дюркгейм, тец-снователь соц. как науки, он в совей монграфии "Элементарные фрмы ... жизни" дал след. опр. религии: "Религия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священням, обосбленным, секрентым. Верований и практик, которые объед. в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает" Лектор считает, что это смое адекватное определение.

Прокомментируем это опр. Он сразу сказал, что в рел. есть две сост.: верование, идеология и есть некий ритуал, некая практика, в религии исп. термин ортодоксия (правильное знние) и ортопраксия (правильная практика). В живых религиях есть всегда носители этих идей и исп. этих практик, если кого-то нет, то религия мёртвая, как мертвы древнеегипетская и славянская религии. Все эти попытки реконстр. комичны, хотя есть некие современные тексты.

Есть живые рел., есть мёртвые, искуственные, псевдо- и так далее, но живые религии имеют ностиелей, но это не единицы.

"Если бы Бога не было, его нужн было бы избрести" --- смеялись философы и были близки к истине.

Чт значит слоид. система верований и практик? И здесь мы пдх. к важн. аспекту в феноменологии религии. Феном. религии только и занимается тем, чт выясн., что такое свящ. и святое. Одним из первых на эту тему опубликовал рабту Рудльф Отто, это вызвало гигантский эффект и породило всё направление фенм. религии.

В первом опр. ет ни слова о редлигии, и эт умаляет всю ценность его. Что важнд. ля религии --- священное или сверхъествественное? Для религии важн священное. Что-то мжет быть и тем, и тем, но как только есть священное, то есть и религия.

Рудольф тто в своей книге "Священное" выделил два .. --- тайное страшащее и тайное влекущее. Обязательно челвек должен ощущ. оба этих чувства, чтбы это мгло быть квалиф. как прибщение к священному. Плюс к этму добавл. мменты величия и нек. другие. Кому инт. --- читайте книжку или пзн. с интерп. его взглядов Мирча Эллиады. Он опубл. бршюроу "Священное и мирское", изд. МГУ, там он предлжил свой взгляд,

Остановимся на том, что отн. священного будем придерживаться взглядов Отто, ...

Религия бл. неким центрострем. вектором, она стягивает на себя общ., на обл. консолоид. силой, она бъед. людей в нек. общ., которую в 19 в. называле мор. общность, церковь.

Никакого религии недост, чтобы разобраться с этим. феноменом, есть другой путь, н связан с функц. методом. Предпр. попытки отыскания всех функций и выявления тех, которые отличают те функций, кторые присущи только религии. В учебнике ... вы встериттесь с параграфом Функции религии и Роли религии. В учебнике указаны 8 функций религии:

  • Сатореологическая функция, кторую так поддерживал Флоренский. Религия должна спасать. Религий много, и многие из них протеворечат друг другу, но все они согласны с одним: с человеком что-то не то, что-то искажен, дефективно, и челвека надо спасат, исправлять, лечить духовными методами. И кждая религия прдел. свой рецепт этого.
  • Мировоззренческая функция. Первая в списке. Религия предл. своим. адептам какой-то взгляд на мир. Религия пытается пояснять, ткуда человек, есть ли чт-то ещё и если есть то зачем. ДАже на самых прим. стадиях в .... сущ. пласт этиологических мифов, мифов о происхождении
  • Компесаторная. ... Отчуждение многоступенчато, и затр. не только моральную сферу, ... . Религия --- древний сц. инст., и она первая приходила к человеку на помощь при подобного рода проблемах. Человек нач. ощущть, что он не динок, чт ест люди схожих взглядов, есть корпорация, человек начинает самоидент. себя с опр. половозр. религ. группой... Религия позв. комп. отчужд. человека от самого себя, т других, от общества
  • Коммуникативная. Понятно, чт прак. все соц. инст. исп. инстр. общ. человека с человеком. Помните, что ест не тлько гор. коммуник., но и верт., причём не тдлько с реально сущ. людьми, но и есть бщение с гипостазирванными, одушевлёнными бъектами. Это души умерших, духи, ангелы, демоны. Скажем, фауст вызывал дух земли, но эт не было актом демонпоклонения, только потом появлися мефистофель. Не всякая коммуник. по нисходящей связана с ... . Крме того, существуют нейтральные силы, которые мгут быть позит. или нег. в завистмостит т ситуации.
  • Регулятивная. Религия --- чень древний соц. институт. Религия --- один из древн. сц. инст., ещё до бр. госуд. Всегда есть гос. меньш., котрым подчиняются ст, мжет быть ещё прослойка между служ. и верующими.ДА ДАже в прим. общ. есть веждь, жрепц, шаман или коллегия шаманов и все остальные. Религия научилась упр. общиной.
  • Интегрирующая. В учебнике встр. с термином интегрирующе-дезынтегрирующая. Религия она бъед. людей и отъед её от ост. боществ. Понятно, что и в религ. есть и рел. войны, и сеп. войны. В осн., религия вып. консолид., интегр. функцию.
  • След. функция --- культуроохр. Как арх. институт, она научилсь сохр. мат. и дух. бгастства и блага. Если вы знакмы с арх. находкекми, то больш. из них связн с рел. сферой --- это и пирамиды, и зиккураты, лбое погребение, тем паче памятники зодчества индии, китая, японии. Целые стили арх., и так далее, и так далее. Даже чень далёкие от рел. вещи контр. цековыными организациями. Даже в эпху нового вр. ватикан контр. призв. скрипок. Библитеки, лучшие библ. церквные были до нед. времени. Символы как таковые.
  • Легитимирующие. Л. функция возн. уже на стадии сосущ. рег. инст.и и госструктур. Религия нач. быть серьёзным конк. госвласти.
  • Иногда в учебниках можно увидеть психотерапевч. функцию. На взгляд лектора она полностью поглощ. компенсаторной.


История религии


01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16


Календарь

2008 год 2009 год
Сентябрь
05 12 19 26
Октябрь
03 10 17 24 31
Ноябрь
07 14 21 28
Декабрь
05 12 19
Сентябрь
03 10 17 24
Октябрь
01 08 15 22 29
Ноябрь
05 12 19 26
Декабрь
03 10 17


Эта статья является конспектом лекции.

Эта статья ещё не вычитана. Пожалуйста, вычитайте её и исправьте ошибки, если они есть.
Личные инструменты
Разделы