История религии, 02 лекция (от 12 сентября 2008 года)

Материал из eSyr's wiki.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
Строка 1: Строка 1:
-
* '''Диктофонная запись:''' http://esyr.org/lections/audio/religion_history_2008_winter/HR_08_09_12.ogg
+
* '''Диктофонная запись (2009 год):''' [http://esyr.org/lections/audio/others/treller/history_of_religions_2009_winter/lecture_02.mp3 Лекция 02.mp3]
 +
* '''Диктофонная запись (2008 год):''' http://esyr.org/lections/audio/religion_history_2008_winter/HR_08_09_12.ogg
В качестве альтернативы лектор готов предложить взгляд теолога. Немецкого католического теолога Ханса Кюнга. Он был в МГу, читал лекцию ... и пделился своим взглядом на религию. Религия делает возможным самоиддентификацию личнсти. Религия позв. найти ему смысл жизни, включиться в деят. крупнй корп., чувствовать себя защищённым, в т. ч. социально защищённым. Следующя функция: ритуализация жизни. Это хорший список, поск. он лучше отвечает реалиям, чем тот список, опис. в учебнике. ... Есть ритуализация в правславии, ..., н это ничто по сравнению с ритуализцией в иудаизме. Если спросить, сколько заповедей, то верятно тветите, что их 10. В иудаизме же мнгие раввины указывают, что тлько в торе их 613. Пэтому появились ..., которые создали интересный текст, Талмуд, который ... . Что запрещено в шаббат? Окзывается, запрещено всё, что делали строители второго иерусалимского храма. Можно предаваться благочестивым беседам, хдить в гости, питаться за счёт тог, что было приготовлено нкануне. Регламентировано и количество шагов, но считать их нельзя. Был нйден генильный ход: поск. шаббат эт праздник, то можно носить украшения, и делали ключи из драгметаллов. В конфуцианстве есть обряд пожелания родителям доброго утр и добоой ночи. В пр. одежде, по опр лестнице ... .
В качестве альтернативы лектор готов предложить взгляд теолога. Немецкого католического теолога Ханса Кюнга. Он был в МГу, читал лекцию ... и пделился своим взглядом на религию. Религия делает возможным самоиддентификацию личнсти. Религия позв. найти ему смысл жизни, включиться в деят. крупнй корп., чувствовать себя защищённым, в т. ч. социально защищённым. Следующя функция: ритуализация жизни. Это хорший список, поск. он лучше отвечает реалиям, чем тот список, опис. в учебнике. ... Есть ритуализация в правславии, ..., н это ничто по сравнению с ритуализцией в иудаизме. Если спросить, сколько заповедей, то верятно тветите, что их 10. В иудаизме же мнгие раввины указывают, что тлько в торе их 613. Пэтому появились ..., которые создали интересный текст, Талмуд, который ... . Что запрещено в шаббат? Окзывается, запрещено всё, что делали строители второго иерусалимского храма. Можно предаваться благочестивым беседам, хдить в гости, питаться за счёт тог, что было приготовлено нкануне. Регламентировано и количество шагов, но считать их нельзя. Был нйден генильный ход: поск. шаббат эт праздник, то можно носить украшения, и делали ключи из драгметаллов. В конфуцианстве есть обряд пожелания родителям доброго утр и добоой ночи. В пр. одежде, по опр лестнице ... .

Версия 13:03, 20 октября 2009

В качестве альтернативы лектор готов предложить взгляд теолога. Немецкого католического теолога Ханса Кюнга. Он был в МГу, читал лекцию ... и пделился своим взглядом на религию. Религия делает возможным самоиддентификацию личнсти. Религия позв. найти ему смысл жизни, включиться в деят. крупнй корп., чувствовать себя защищённым, в т. ч. социально защищённым. Следующя функция: ритуализация жизни. Это хорший список, поск. он лучше отвечает реалиям, чем тот список, опис. в учебнике. ... Есть ритуализация в правславии, ..., н это ничто по сравнению с ритуализцией в иудаизме. Если спросить, сколько заповедей, то верятно тветите, что их 10. В иудаизме же мнгие раввины указывают, что тлько в торе их 613. Пэтому появились ..., которые создали интересный текст, Талмуд, который ... . Что запрещено в шаббат? Окзывается, запрещено всё, что делали строители второго иерусалимского храма. Можно предаваться благочестивым беседам, хдить в гости, питаться за счёт тог, что было приготовлено нкануне. Регламентировано и количество шагов, но считать их нельзя. Был нйден генильный ход: поск. шаббат эт праздник, то можно носить украшения, и делали ключи из драгметаллов. В конфуцианстве есть обряд пожелания родителям доброго утр и добоой ночи. В пр. одежде, по опр лестнице ... .

Религия пзв. поянить, модет и искжённо, практ. любые события.

След функция --- соц. интегрция. В поняс. не нуждется.

След. функция --- космизция. Возм., ХК взял её у Пауля Бергера. Религия есть космизация посвящ. сопосбов (включение в космос). У ХК это прибрело и экологический оттенок --- не засорять ни землю ни космос, заботиться о прдолжении жизни и рода.

Псл. функция --- пророчества. Чётко марк. религию. Пророчество никуакую науку не исп., даже если это магическая наука. Пррочество это не гадание. Блее того, пророк и маг нах. по разнвые стороны баррикад. Пророк не пзв. себе без санкции свыше внедр. в сверхъестественное. Пророк — несчастный человек и он не хочет вып. пророческую миссию, но он длжен это делать. Пророк говорит правителю нелестные вещи, поэтому н гоним. Пророк говорит нелестные вещи прстолюдинам, поэтому непонимаем. Пророк подневлен, он говорит не от себя, по пдч. внеш. сверх. силы. Пророк есть только в религиях. Магия же бывает не тлько там.

С функциями религии разобрлись.

Теперь поговорим об ист. типах религий. Что здесь нужн помнить: типологизаций религий масса. Сколько иссл., столько мнений. Лектор в кчестве нек. альтернтив предл. целый ряд: одни принадл. перу светск. мыслителей, другие — конфессиональным. Лектр начнёт с классификации из учебник. Там предст. чень лапидарная типология религий. Чем он ценн: сблюдён принцип единства осн. деления. Таким ... явл. носитель религии. Сгл. этой типологии, можн выделить всего три типа: родо премекнные, народостно-нац. или мировые. Нсителем первого типа явл. рд или религия — группа общинникв, бъед родств. связями. Вторй тип — религия выходит за пределы семьи, и ... это конец позднего неолита, 8—10 тыс. до нэ, не раньше. Мир религии в кач. свего носителя могут подразум. любого челвек на земле.

Рдоплеменные перввичны, появл на ранних этпах сциогенеза, эт неолит. ... напр, у кренного нгас. автрлии, южной мерики, север евразии, океании. Поныне в тких бществах сохр. архаичная соц. структура, где есть вжд, жрец и все остльные. Считается, что эти религии стизийно возн. в доклассовом обществе и адпт. в классовом общ. Носители ... — родственники. Божества — покровители рода или только вожда. В центре вероуч. таких религий явл. сакрализция и культ плем. вождя, также взм. сакр. жреца. Кроме того, культ предков, культ рода и охранные божества. ... это анемизм, фетишиз, тотемизм.

Нар-нац. Носителем явл. нардносьт или нция. Возн. на стдии становления протогс. структур и лбычно сущ. в рамках госграниц. Бжество, боги, покровители уже цкелй нации, государства, для этих религий характерен не культ вждя, а культ императора, часто он считается рдст. божества. Пример: культ императоров китая, культ фараона. Происх. скрализация власти, как свецекой, так и духовнй, сакрал ... . Именно для них хракт. сакрализацция жизни. Примеры: иудаизм, ..., индуизм. Для нр-нц религий зхарактерн множ. обрядов и ритуалов, связ. с этн. традициями, в тм числе, поддерж. гигиены (ритуальные омовения). ... согл ... его соверш ... отец других богов, ... когда вернулся из жёлтых вд, где искал свою умершую жену. И этму ритуалу длжны следвать все китайцы(?). Принятие пищи также обствавленно массой ритуалов. Иудаизм --- дн из ритуал. религий. Законы кашрута дни из самых слжных в иудаизме. В идеале каждый иудей питается только кошерной пищей. Древнегр., древнеримская религии тже нр-нац. Например, все знают триумф. арки. С т. з. моск. градостроительства триумф. рка на кут. проспекте сверш. ненужный элемент. Пнятн, ткуда призошло заимст? Из культуры зап. евр., в чст. париж., а там из эпхи взрждения. Тогда они имели дек-прикл. хр-тер, брамляя красивые виды из города на откр. поля. А в древнем Риме арки были действ. триумфальные. Войска, возвр. из пхдов, возвр. чаще всего с победой, и римляне очищались от скверны прлитой крови, прохдя через арки. По дну сторону арки ни ост. доспехи Мрсу, а по другую сторону они приносили жертву Юпитеру и стнвились прядочными гржданами рима. Пзднее триумф. арки стали строить мстер эпхи возржд, зимствуя их из поздней античнсти, а те заимствовали из рима. Но у римлян арки действительно были сугуб риуальным элементом грдостроительства. Религий нц. мнго, сколько древних гос-в, столько древних религий и было. В том числе, и древнеславянский культ, который прсвущ. д Владимира Крсне солонышк, который снчала попыт. навязть культ перун, а пт ом для вступления в ЕС навяз. христианств.

Мирвые религии предолеваяют всяч. брьеры, исповедовать мир. религию мжет любюой челвек на хземле, и дстичь любго ранга он также способен, при опр. условиях. Мировых религий три: буддизм, христ., ислам. Можн прч. у Мкса Веббер, чт у мир. религийц бльше. В частности, н пытался записать туда индуизм, иудизм и кнфуц. Почему индуизм не стала мирвой? Потому что с тчки зрения самих индуистов, нужно обяз. быть индусом. Рзличнго рода бритые субьекты в розвых занавескх это не индуисты, это кришниты, макдональдс, пришло оно из америки, основателем был американец индусского происх, ... Н сущ. и аутентичный индуизм, сущ. в основном н шриланке, и ни себя считают вишналами (кришн --- 10 или 12 аватр Вишны) чтбы стть вишналом, нужн жить в индии. Т же самое касается и других ... . Иудаизм тоже не явл. мировой религией, ... Конфуцианств вообще дно не явл. религией, а претендвало н роль этики, в этом кач. оно могло быть универс., а кнфуц. кк религия, культ императора, культ Конфуция (скончался 555 до нэ, кнонизирван 555 нэ), и з пределами Китая нет ни одного храма Конфуция.

Последний аспект, к-рый надо разобрать: понятие религ. веры. С этим понятием такие же трудности, как с понятием религии вообще. ... пытались дать понятие веры. Давайте возьмём тке опред: "... вринт ...". Религиозная вера — вера в бъективное сущ. соверш. опр. объектов, гипстазируемых существ, свойств, связей. Вера в возм. общ. с каж. бъективными личностями или сущностями, получение т них помощи, уверенности в том, что миф. события прошлого жеств. происходили и могут реалихз. в будущем, вера в достоверность текстов и вера в заризмтичность диждеров/духовников/жрецов. определение религ .веры довольно дурне занятие, поск. можно впсть в бесконеечнсть. Озвуч. пр есть в учебнике по религиоведения, и оно не выдерж .критики, поск. можно нйти ткой феномен, коктрый не связ. с религией, но тем не менее попадет под это опр., нарпимер, уфология. ...

Теперь позн. с конкр. религиями, кторые ист., археологми, этногрфами зафикс. Их дстаточно сложно верифицировать, нужн лии временные пласты вводить, или гегр. локализвывать. Есть какой-т о набор самых архаичных религий, живущих вместе с человечеством. Это, в первую очередь, фетишизм (от порт. слова фитико — талисмн). Португальцы часто плавали н побережье фрики и чсто видели подобные мулеты, и этим термином стали бозн. веру в эти талисманы. Фетишизм — религ. вера в наличие у бъектв неживй природы пр. св-в и сил сверхъествественных, кторыми мжно воспользоваться. Первые фитик были продукты естественного происхдждления --- камни необычной формы, кусок древесины т дерева, в который попла молония. Пзднее амулеты стли артифактами, стали изг. антропомрфные, зоморфные фигуры, изг. из разных мтерилов... Важно, что это бъекты неж. природы, ндел. силой.

След. религия --- тотемизм, от отото --- род. Это религ. вер в родство конкр. людей с кнкр. животными, предст. фуны и флоры. Тотемизм ориент. н сущ. или сущнсть из живй природы. Тотемом явл. или рстение, или животне, редко явление (огонь, вода, ветер... стихии) . Тотемизмом многие занимались, это довольно изученная и пнятня религия. Может быть индивид. тотем, у каждого свй. Чаще встр. тотем рда, н исп. как эмблема родла или бщины, мжет быть тотем по генд. признаку --- тотем мужчик, женщин, мльчикв, девочек. В кач. пережитков тотемизма религиоведы вспминют праздник мальчикв в японии. Раньше на двери домов, где подраст. мальчики, вешали карпов, они там весели день,Ю птом их снимали и схедали, если они не протухали. Сейчас вешают иск., но карп считается символом силы вли, ... .

... которые в комп. Фрейда "Код тотемизма".

  • Первый период. Нельзя убивать, есть опр. Животных, люди всп. пр. жив. и ухаживают за ними
  • Случайно погибшее животное опл. и хронится
  • Ингда в кач. табу запр. есть только
  • Если животное принос в ... по ритуалу, т его след. трж. оплакать. В некрых случаях ндевают шкуру животных-тотемов.
  • Племена ...
  • Многие пльз. изобр животнго кк гербом
  • Если тотем приндл. страшному или псн. дивотным, то счи тается, что оно
  • Животное-ттем охр. и предупр. опсности племя (на взшляд лектра, это сильно, поск. люди, живущие в лесу мгут прекр. пнимть, чт опр. поведение живтных что озн.)
  • Связь с жив.-ттемом узми общ. присх.

Анимизм. (от аним — душ и нимус — дух). Вер в сущ. разл. духов и душ. Вера в сущ. духвных двйникв разл. объектв.Крйне редко можно встр. термин анимализм — вера в сущ. духов и душ именно животных. Это нечто среднее между тотемизмом и анимизмом. Известный нгл. нтрополог, напис. труд "первбытня культур", псвятил две главы именно нимизму, н указывал, чт это минимум религии. В ответ н это появились доанимист. религии.

Ещё одно: религия мана или динамизм. Взят термин ман из язык т ли племён австралии, то ли океании. Автралоиды верили, что сущ. безличная безымяння сила, разлит в мире, и на мжет накапливаться в людях или в местности, и эту силу мжно накопить в себе и исп. н благо племент. Динамизм — просто вера в силу. Джедаи тоже верили в Силу,

... он (Дюркгейм) решил, что дёт опр. в тотемизму, а дал отличное опр. ман. Это вер в безымянную, безл. силу, обит. в существах, но не смеш. с ним ... она наст. ....

Это опр. допустимо приложить к ещё дному явл. — пнтемизму.

В какой-то более поздний перид, верятнее всего в неолите, появл. рщнобр. соц. формы религии. Во-первых, мифология. Когд говорят слово миф, мифология, сразу всп. мифы греции и рима, и для нас это заведомо вымышл. истории с героическими персонжами. Для философов и ... эт не сказочка, реальность, знчительно более рельная, чем то, что нс окружет. Сейчс по истории мифов вышло много литертуры, в чстности ... Есть книжка Курта хьюменер "Истина мифа" Есть книжк Лосев "диалектика мифа" Есть незконченный труд Голосовкера "логика имагинативного". В самых общ. чертах: для носителя мифлогич. сзнания это именно истинное знние, сакрльное. Сгласно ..., миф вып. 5 функций, 5 аспектов:

  • Миф явл. истрие подвигов сверхчеловеческих существ, героев, культурных герев в т ч
  • Миф предст. абс. рельным и явл. сакрльным. Тлько в момент псвящения псвящённым расск. соотв. мифы, мифы были или мужские (воины), или жнские (в основном, деторождение)
  • Миф этиологичен (этиология — учение о происх.). Миф способен рсск., откуд всё призошло, поэтому миф может быть парадигмой
    Этиология --- знание априорное, гносилгия --- апостериорное
  • Миф способен актуализирвать, возвр. учатсников ритуала в прошлое. То же есть и в мирвых религиях. Нпример — литургия в христинстве.


История религии


01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16


Календарь

2008 год 2009 год
Сентябрь
05 12 19 26
Октябрь
03 10 17 24 31
Ноябрь
07 14 21 28
Декабрь
05 12 19
Сентябрь
03 10 17 24
Октябрь
01 08 15 22 29
Ноябрь
05 12 19 26
Декабрь
03 10 17


Эта статья является конспектом лекции.

Эта статья ещё не вычитана. Пожалуйста, вычитайте её и исправьте ошибки, если они есть.
Личные инструменты
Разделы