История религии, 05 лекция (от 03 октября 2008 года)

Материал из eSyr's wiki.

Версия от 12:50, 3 октября 2008; 193.232.127.34 (Обсуждение)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Религиозная культура древней индии. Это ареал возникновения буддизма.Б возник не на пустом месте. Ему предшествовал ряд религий индии -- Мохенджо-Даро, Хараппа. Они возникли примерно в 6 000 днэ. Артефакты собр археологами относятся к 6-3 тыс днэ. Дравидическая цивилизация. Отсюда произошло слово друид. Что было в индии того времени. Развитые приречные цивил с городским устройством. Глинобитные 2-3 этажные здания, улицы, канализация. Это отличает культуру др инд от културы средневековой западной европы. Просуществоавала эта культура примерно 3 тыс лет, потом резко исчезла. Почему --- споры до сих пор. При раскопках найдены дома на столах кторых стоит пища. Обычно такое при стих бествии, но тогда были бы руины(дома глинобитные). Есть версия что вытеснили протоарии, но не могли же они за несколько часов захватить индостан. Поэтому даже военные действия вряд ли могут быть объяснением. Это был типичный ранний политеизм с культами вождя, жреца, богини плодородия, и с культом мужского производящего начала(быка). Сохранились обоженные таблички на которых имеются соотв изображения. Письменность до сизх пор не расшифрована, чем то внешне напоминает сканд руны. Есть изображения человека с бычье головой, видимо это жрец или вождь в костюме быка. Бык символизировал мужск. произв начало у многих народов, поэтому неудив, что он появился не только в древнем египте но и вдр индии. Поклонение быкоголовому имело по мнению нек исследователей 12 летний цикл. На руках и ногах надето по 3 браслета. Это инерпр. как 12 летний цикл юпитера(в тех местах он виден невооруженным глазом). Видимо каждые 12 лет сменялся жрец(вождь). Каким образом --- непонятно. Может по жребию, может по родству, кто-то предпол что происх ритуальные поединки.В хараппе найдена т. н. цитадель(высокая для тго времени постройка, имющая наверху каменныую площадку, напоминающую бассейн, с водо/крово-токами).Могла служить для жертоприношений. Каких жертв --- неясно, мб человеческих, мб животных(коров). табличек с чел жертвоприн не осталось, но это не исключено. в юпитер как в бога они не верили, может он позиционировался как жилище божества. Вместе с быкоголовым на табл часто присутств изображение богини с рогами на голове, или богини с ланями(оленями), или богиня стоит в развилке дерева-ботхи(которое затем станет священным деревом буддизма, фикус-религиоза, баньян). Под баньяном медитировал будда.Оказывается как священное оно присутсвт еще в культуре хараппу. Эта богиня считается архетипом проматери. олени символизируеют не только животный мир но и мир растений(разветвленные рога, напом дерево).

Помимо этих 2 божеств были видимо божества стихий(огня, воды, воздуха). Культ предков, культ стихий, культ небесных объектов, культ производящего начала. Большего сказать достоверно трудно, потому что эта культура достаточно скоропостижно перестала существовать. На место приречных культур с севера пришли протоарии. Начали они приходить примерно в 3 тыс днэ. протоаррии не аутентичное население индостана, это пришлое наскелние. Идя с севера они вытесянли дравидов на юг. Сейчас потомки драв обитают на юге индии и на шриланке. индоарии принесли свою религию, культуру, социальный слой. они привнесли в жизнь индии сословно-кастовую систему социума. 4 бармы(качество, санскр) -- высшая -- брахман, средняя -- кшатри(цари, воины),вайшьи(землевл, торговцы, ремесленники), низшая -- шудры(слуги). Местное население, драв протоарии считали низшим и называли париями, неприкасаемые. Арии переводится как благородные. Общение с париями влекло заражение ритуальной нечитсотой и с ними старались не контачить. Некоторые соц ниши до сих пор маркируется как занятия париев, например, очищать водоемы от трупов утонушивх животных. Потомок ариев на нее никогда не согласится. Низшее населении, парии, идут на такую работу. Протоарии принесли свой язык -- санскрит, свою религию, которая струкутурировалась. Сформировался ведический канон. Моздавать он начал с 3 тыс днэ, но записан был только около 6 века днэ. Что такое вед канон надо знать к зачету. В нынешнем варианте это некоторые тексты, зафиксированные. Наиболее значимы самхиты(в уч иногда неправильно называют ведами, их 4). Самхиты(по времени возникновения): 1)Риг-веда.содержит мифологию, сборник гимнов. 2)Сама-Веда. Богослужебные песни. Яджур-Веда. Изначально были отдельно 5)белая и 3)черная яджур веда. Яджусы --- заклинания. 4)Атхарва-Веда. Веда умилостивительных молитв. Сначала отказывали в статусе самхиты.

Позже появляются комментарии. Первые комм оставили жрецы-брахманы для себя. Бразман -- тростниковая циновка(для жертвоприношений). Комм также назывались брахманы. У каждой веды неск редакций, у каждой были свои брахманы.

След уровень толкования Араньяки. Каждый мужчина проходдит 4 стадии. Ученик(изуч веды), Домохозяин(обзаводится хозвом, воспитывает детей, по достиж ими совершеннолетия передает хозво и может удалится на покой, к этому времени ему лет 70, и он удаляется в леса). Такие отшельники сочиняли араньяки, лесные книги. Леса обеспечивали минимумом необходимой пищи и жить онимогли лет 10-15. Некоторые отшельники становились философами-мудрецами, особенно те, кто были выходцами из брахманских семей. Такие выходцы писали 4 уровень толкования --- упанишады. Уп датир между 850 и 500 г днэ. Были записаны к 450 г днэ. Известно их окло сотни, наиболее значимы 10 --- кену-уп, шветошару-уп, брикодараньяку-уп. Эти слова надо помнить к зачету.Кроме этого --- брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры --- арии. Противовес --- парии. Арии делятся на варны. Каст значительно больше. Варны важнее каст.

Постепенно жрецы стали утрачивать ведущую роль. К 4-3 веку днэ некоторые госва индийскии были очень крупными, достигалли границ совр индии. И управл ими могли только сильные цари с сильным администр аппаратом, воинской силой. К середне 1 тыс днэ значимую роль стали играть не брахманы а кшатрии. Это были к тому вреени высокообразованные люди(кшатрии обучали детей у брахманов).Были просвященными князъями и военонач. Аккумулировалаи и знания, власть и мат ценности, кшатрии перевесили и захватили власть в индии. Альтернативой брахманизму становится буддизм, как религия ориентированная не на варну брахм, а на варну кшатриев и другие варны. Будда по рождению именно кшатрий. Как с ранним буддизмом соперничал джайнизм(народно-регион религ), лидер джинна тоже происходил из варны кшатриев.

Священным числом религии было число 4. 4 веды, 4 варны, 4 специализации брахманов --- знатоки соотв вед. Знатоки Риг-веды произносили гимны наизусть речитативом. Такой жрец назывался хатар. Уд-гатар профессиональный певчий, сопроваждал речитативы красивым пением. Само--веда --- перепевка риг-веды. Перекрывает ее на 80 процентов.Операции с алтарем, жертвенным огнем, возлияние молока коров, плетение циновок ложилось на плечи знатоков яджур-веды.Они правильно разделывали туши, зажигали огонь. Их называли акварии, жрецы-маги. Они знали заклинания, сопр. ритуалы. Последний тип --- акхарвары. Они лишь наблюдали за правильным ходом ритуалов. Они не были непсор. участниками. Они просили богов о прощении, если их коллеги допускали ошибки во время богослужения. В основном конечно ошибки при произнесении гимнов ригведы. Ригведа очень большой текст,(билингва 3 тома по 400 стр). На санскрите эти тексты звучат как белые стихи или вообще стихи.Так намного легче заучивать наизусть. Но в условиях безписьменной культуры передача шла из уст в уста и процесс обучения ведам длился 20-25 лет. Брахман натаскивал сыновей с 5-летнего возраста. К 30 годам обучение примерно заканчивалась. все жрецы должны были знать наизусть все веды, но ще и специализировались. В специализации нельзя было ошибиться, это влекло религиозные последствия. Боги могли не услышат молитву или разгневаться. Чтобы боги прощали ошибки атхарваны читали умилостивительные молитвы всякий раз когда по их мнению богослужение давало какой-то сбой.

пантеон ведических богов достаточно внушителен. Можно прочитать риг-веду на русском чобы их узнать. Индра, Агний(огонь), Сома, Дьяус(отсюда греч зевс, теос. в архаичном греч было дзеус) просто бог. В текстах ригведы дьяус предстает как бог неба, отец богов. Его жена придхиви -- богиня земли, прародительница. Их первенец Индра(бог тепла, света, дождя, мудрец, воин --- позитивное божество). Многие гимны ригведы посвящены именно ей. Агний --- бог огня, бог домашнего очага, бог жетвенного огня. Домашн очаг освящался, возможно это проявление культа стихий. Сома -- опъяняющмй напиток. Рецепты забыты. Брахманы их тщательно берегли и с постепенным умиранием брахманизма стали забываться секреты. Судя по всему это был галлюуиноген сложного приготовления с отварами ядовитых грибов. Употребляли во время богослужения и выливался в жертв огонь. Сурья --- бог солнца, типичный. Митра -- бог света и дня. Варуна -- бог ночи. Хранитель миропорядка.Собиратель Заботится чтобы ночью не рассыпался миропорядрок. Милосердный судья. Обладает полномояими, наказывает виновниых, прощает раскаивашихся. Никто кроме такими полномочиями не обладает. Рудра -- покровитель ветра, разрущающих сил. Разрушитель. но вместе с тем покровитель врачей(которые часто имеют дело с ядами).

В эпоху Атхарава веды былои добавлены еще нек божества Священная корова. Богини болезни. Богиня бремени Калла. Богиня Любви Кама. Появляется понятие брахмана как абсолюта. Развивает это понятие уже упанишаду. Согласно текстам уп брахман --- высшая абсолютная реальность. Мировая душа Аднан.у каждого есть свой собств аднан. аднан часть эманаций брахмы. Брахманы влалдельцы аднан. Еще один персонаж упанишад --- пунуша. первожертва, из которой возникло все мироздание. Из пунши возникли варны, небо и земля, риги, саманы, яджусы.

Из индологов можно почитать Бонгард-Левина(Древнеиндийкая цивилизация, древнеиндийская культура, и всё что найдете).

Личные инструменты
Разделы