Редактирование: Философия математики, 08 лекция (от 07 апреля)

Материал из eSyr's wiki.

Перейти к: навигация, поиск

Внимание: Вы не представились системе. Ваш IP-адрес будет записан в историю изменений этой страницы.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Длина этой страницы составляет 34 килобайт. Страницы, размер которых приближается к 32 КБ или превышает это значение, могут неверно отображаться в некоторых браузерах. Пожалуйста, рассмотрите вариант разбиения страницы на меньшие части.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы изменения вступили в силу.

Текущая версия Ваш текст
Строка 33: Строка 33:
== Рене Декарт ==
== Рене Декарт ==
-
Если мы посмотрим такие произведения Декарта, как ... и ..., то можем обнаружить его некоторые размышления о том, что он вынес из своего обучения, а он обучался в ... заведении, это ... . И Декарт, подводя итог своему образованию, говорил следующее: все знания человеческие для него отчётливо разделились на две группы, и обе его не устраивали, по разным причинам. В первую из таких групп попала математика, во вторую всё остальное. Когда речь идёт о математике, речь в первую очередь идёт речь об античной математике. Его не устраивает ни одна часть, ни другая.
+
Если мы посмотрим такие произв. Д., как ... и ..., то можем обнаружить его нкоторые размышления о том, что он вынес из своего обуч., а он обучался в ... заведении, это ... . И дД., подводя итог своему образованию, говорил следующее: все знания человеческие длянего отчётлимво разделилсь на две группы, и обе его не устраивали, по разным причинам. В первую из таких групп попала математика, во вторую --- всё остальное. Когда речь идёт о математике, речь в первую очередь идёт речь об античной математике. Его не устр. ни одна чатьс. ни другая.
-
Чем его не устраивает математика? Математика восхитила Декарта тем, что можно получать абсолютно достоверные результаты. В самом деле, попробуем вспомнить какую-нибудь теорему Пифагора, один из древнейших результатов, тем не менее, нас до сих пор убеждают эти утверждения. Тем не менее, его не устраивает математика. Ибо это отвлечённые рассуждения, ни о чём. Абсолютно точные утверждения обо всякой ерунде.
+
Чем его не устр. матем? Мат. восхитила Д. тем, что можно получать абсолютно достоверные результаты. В самом деле, попробуем вспомнить какую-нибудь теорему Пифагора, один из древнейших рещультатов, тем не менее, нас до сих пор убеждают эти утв. Тем не менее, его не устр. математика. Ибо это отвлечённые рассуждения, ни о чём. Абсолютно точные утв. обо всякой ерунде.
-
Чем его не устраивает всё остальное (философия)? Тут всё с точностью до наоборот. Здесь речь идёт о важных и значимых для человека предметах, но тут никогда не знаешь, с чем имеешь дело. Всё перемешано, нет никакого способа отличить истину от лжи.
+
Чем его не устр. всё остальное (философия)? Тут всё с точностью до наоборот. Здесь речь идёт о важных и значимых для человека предметах, но тут никогда не знаешь, с чем имеешь дело. Всё перемешано, нет никакого способа отличить истину от лжи.
-
С одной стороны точный способ и ничтожный предмет, с другой важные вещи и никакой точности. И отсюда получаем: как бы взять точный метод математики и да применить его к чему-то важному. Но сначала надо его извлечь, и это требует неких усилий. И Декарт предположил, что древние математики обладали этим предметом, но уталили его от нас, а чтобы мы ..., они представили математику древних. Соответственно, Декарт берётся извлечь то, что он в дальнейшем будет называть истинным методом познанием, с другой, в правиле руководства ума у него есть некий текст: истинную математику следует называть не заимствованным словом, а старым, но не так давно вновь вошедшим в употребление именем "всеобщая математика". Речь идёт о слове "алгебра", которое заимствовано из арабского и означало одно из правил оперирования в уравнениях. Всеобщая математика на латыни mathesis universalis. Название примечательное, поскольку mathesis может также быть переведена как наука.
+
С одной стороный точный сопосб и ничтожный предмет, с другой --- важные вещи и никакой точности. И отсюда получаем: как бы взять точный метод матем. и да применить его к чему-то важному. Но сначала надо его извлечь, и это требует неких усилий. И Д. предп,, что древние математики обладали этим предметом, но уталили его от нас, а чтобы мы ..., они представили математику древних. Соответственно, Д. берётся извлечь то, что он в лальн. будет наз. истинным методом позн., с дугой, в правиле руководства ума у него есть некий текст: истинную математику следует называть не заимствованным словом, а старым, но не так давно вновь вошедшим в употр. именем "всеобщая математика". Речь идёт о слове "алгебра", которое заимствовано из арабского и означало одно из правил оперирования в уравнениях. Всеобщая матем ()а латыни н --- mathesis universalis. Название примечательное, поск. mathesis может также быть переведена как наука. Но почему же это древнее, но не так давно вошедш. в употр? Дело в том, что это наз. восх. к Аристотелю, точнее, к комментарию Прокла к первой книге Евклида, а он уже опирается на Аристотеля. У А. есть пара мест, где он ссылался на всеобщ. матем. Откуда у А. появилась идея о всеобщ. мат? А. ввёл предст. о свеобщ. абстрагир., и в соотв с ним знания можно выстр. в виде иерарх. лесенки по степени абстрагирования. Внизу находится "техно", техника. Выше идут практ. науки, связанные в неким действием. Выше идут теор., умозр. науки, из которых три основных. И они снизу вверх идут так --- физика, математика, первая философия (что в дальн. станут называть метафизикой), причём, как мы знаем, физика иссл. то, что связано с движ., изм., и если мы от него от влеч, то останутся колич. вел-ны, то останется матем., если отвлечя и от них, то ост. сущ. и несущ., эти и заним. первая философ. Матем. сост. аналогично --- снизу музыка, астрономия, они ближе к физике, и непонятно, куда их относить, в одном еместе А. гноворит, что астр. есть самая физическая из астр. наук; дальше геометрия; дальше -- арифметика. Начало геометрии --- точка, арифм --- единица, а точка --- единица, имеющ. положение. Но тут А. замечает одну вещь: в совр. матем. есть целый ряд утв, которые не имеют ни спец. геом., не спец. арифм. природу, и применяются и там, и там: если к равному прибавить равное, получат равное, и речь может идти о чём угодно. Иил всевозм. правила преобр. пропорций, отношений. По логике вещей, что должно быть --- должна быть дисцеплина, которая занимается подобными утв., и она должна быть выше арифм. и геом., и она должна назыв. общ. матем., и она доджна быть погран. с первой философией. Но дальше А. не идёт. Но так или иначе слово произнесено, а авторитет у А. был огромный, и если у него слово произнесено, то так оно и ест. Дальше об этом употр. Прокл в введений к комм. к пятой книге Евкл дайд свод антич предст, и эту мысль он употр. А дпальше про эту общ. мат., вскольз упомянутую у А. и Прокла, и куча матем. 16 века неожиданно вдруг это обсуждать, обсуждают, что имел в виду А. под этим словом: то ли некую самост. дисциплину, то ли совок. имеющихся дисциплин. Вроде бы может показаться, чисто казуист. спор, но тогда почему они вдруг всполошились, 6---7 авторов --- очень серьёзно. Почему вдруго стали общ. матем. поминать? потому, что от арабов начинают получать общие комментарии, и там это наз. алгебра. Средневек. Европа ориетн. на антич. предст, а антич. предст --- квадрилиум, и то, что арабы, это куда относится? Возникает момент, когда структура дисц. перестат устраивать, она перестаёт быть адекв. реальной структ. знаний. Для изм. структ. нужно обоснование, а иделаьное обосн --- ссылка на авторитетов, на того же А. Поэтому здесь были осн., Д. знал этих авторов, поэтому он неслуч. говорит о термине старом, но не так давно вновь вошедшим в употредление.
-
Но почему же это древнее, но не так давно вошедшее в употребление? Дело в том, что это название восходит к Аристотелю, точнее, к комментарию Прокла к первой книге Евклида, а он уже опирается на Аристотеля. У Аристотеля есть пара мест, где он ссылался на всеобщую математику. Откуда у Аристотеля появилась идея о всеобщей математики? Аристотель ввёл представление о всеобщем абстрагировании, и в соотвии с ним знания можно выстраивать в виде иерархической лесенки по степени абстрагирования. Внизу находится "техно", техника. Выше идут практические науки, связанные с неким действием. Выше идут теоретические, умозрительные науки, из которых три основных. И они снизу вверх идут так — физика, математика, первая философия (что в дальнейшем станут называть метафизикой), причём, как мы знаем, физика исследует то, что связано с движением, изменением, и если мы от него отвлечемся, то останутся количественные величины, то останется математика, если отвлечся и от них, то останется существование и несуществование, этим и занимается первая философия. Математика составлена аналогично — снизу музыка, астрономия, они ближе к физике, и непонятно, куда их относить, в одном месте Аристотель говорит, что астрономия есть самая физическая из астрономических наук; дальше геометрия; дальше — арифметика. Начало геометрии — точка, арифметики — единица, а точка — единица, имеющая. положение. Но тут Аристотель замечает одну вещь: в современной математике есть целый ряд утверждений, которые не имеют ни специально геометрическую, не специально арифметическую природу, и применяются и там, и там: если к равному прибавить равное, получат равное, и речь может идти о чём угодно. Или всевозможные правила преобразований пропорций, отношений.
+
Здесь же, он говорит, что эта всеобщ. матем. должна быть сформ. так, что мы должны уст. эту меру так, вне зависимости от того, в чём она. То есть, некий универс. инструмент, котрый можно применять к любому содержанию. Кстати, в связи с таким пониманием матем, обратим внимание вот на что: если мы посмотрим поздние произ. Декарта, суммирующ. произведения, там в предисл. к этой работе Д. расск, как он себе предст. философию --- в виде дерева. корень --- метафизика, ствол --- физика, ветви --- разные дисциплины. Среди них выделят три главных --- медицина, механика, этика. Это как раз практисеские, прикл. области знаний. Человек действует в мире телесном, и медицина учит о том, как заботиться о теме. Механика --- дисц. о создании разн. машин, и она рассм. как расширение возм. человеческого тела, соотв, созд. машины, механизмы, которые это расширяют. Этика --- наука о том, как поступать в этом мире. Самое любопытное --- в этом дереве нет математики. Для Д. математику, которая воспр. как отдельная дисциплина, имеющ. свой предм. рассм., не имеет своего места в этой системе знаний. Но универс. матем -- универс. метод познания, способ постр. всего ерева, а не какая-то его часть. Таким образом смотрит Декарт наматем. Кроме того, лектор подчерк. утилитарную ориент., для Д. всё знание работает на некий практ. результат, древо позн. сущ. для того, чтобы плоды собирать, либо непоср (плоды), либо опосредованно (ствол и корни). Всё ради плодов.
-
По логике вещей, что должно быть — должна быть дисцеплина, которая занимается подобными утверждениями, и она должна быть выше арифметики и геометрии, и она должна называться общей математикой, и она должна быть погранична с первой философией. Но дальше Аристотель не идёт. Но так или иначе слово произнесено, а авторитет у Аристотеля был огромный, и если у него слово произнесено, то так оно и есть. Дальше об этом упоминает Прокл в введений к комментариям к пятой книге Евклида, свод античных представлений, и эту мысль он употребляет. А дальше про эту общую математику, вскользь упомянутую у Аристотеля и Прокла, и куча математиков 16 века неожиданно вдруг это обсуждать, обсуждают, что имел в виду Аристотель под этим словом: то ли некую самостоятельную дисциплину, то ли совокупность имеющихся дисциплин. Вроде бы может показаться, чисто казуистический спор, но тогда почему они вдруг всполошились, 6 — 7 авторов — очень серьёзно. Почему вдруг стали общую математику поминать? потому, что от арабов начинают получать общие комментарии, и там это называется алгебра. Средневековая Европа ориентировалась на античные представления, а античные представления — квадривиум, и то, что арабы, это куда относится? Возникает момент, когда структура дисциплин перестает устраивать, она перестаёт быть адекватная реальной структуре знаний. Для изменения структуры нужно обоснование, а иделальное обоснование — ссылка на авторитетов, на того же Аристотеля. Поэтому здесь были основания, Декарт знал этих авторов, поэтому он неслучайно говорит о термине старом, но не так давно вновь вошедшим в употредление.
+
Следующий момент, касающийся взгляда Д. Как мы знаем, Д. ... След. момент. когда Д. говорит о универмс. методе позн., Д. оговорит об правлиьной матем. И если мы посм наего поним, то увидим неск. сообенностей: Для Д. метод универсальный. Если мы спросим почему, то прямого ответа не найдём, максимум --- аналогия, как у Платона. Но на самом деле, аналогия слежующая: поскольку Бог один, то и познающий тоже один, здесь нет специализации, здесь универсализм сохр, и он имеет теологические корни, так как Бог один. Кроме того, поскольку Бог один, то мир подчинён единому замыслу, он не возник из разных частей, мир един, и всё связано, к нему единый ключик должен быть, что ли. Это не прямой ответ, но намёк на контекст, в котором это понимание делалось для Д. естественным. Кроме того, ... работает практически автоматически, навроде конвейера по получ. дост результ. Причём, чтобы соорудить его, нужен гений, а чтобы им польз., ничего особого не требуется., и примерно таким образом Д. понимает метод познания. Д: почему, если древние знали метод, то они его уталили? Потому, что если бы они его сказали, то увидели бы, как всё просто и не восхищались бы ими.
-
Здесь же, он говорит, что эта всеобщая математика должна быть сформулирована так, что мы должны установить эту меру так, вне зависимости от того, в чём она. То есть, некий универсальный инструмент, котрый можно применять к любому содержанию. Кстати, в связи с таким пониманием математики, обратим внимание вот на что: если мы посмотрим поздние произведения Декарта, суммирующие произведения, там в предисловии к этой работе Декарт рассказыват, как он себе представляет философию — в виде дерева. Корень — метафизика, ствол — физика, ветви — разные дисциплины. Среди них выделят три главных — медицина, механика, этика. Это как раз практические, прикладные области знаний. Человек действует в мире телесном, и медицина учит о том, как заботиться о теме. Механика — дисциплина о создании разных машин, и она рассматривает как расширение возможностей человеческого тела, соотвенно, создаются машины, механизмы, которые это расширяют. Этика — наука о том, как поступать в этом мире. Самое любопытное — в этом дереве нет математики. Для Декарта математика, которая воспринимается как отдельная дисциплина, имеющая свой предмет рассмотрения, не имеет своего места в этой системе знаний. Но универсальная математика — универсальный метод познания, способ построения всего дерева, а не какая-то его часть. Таким образом смотрит Декарт на математику. Кроме того, лектор подчеркивает утилитарную ориентированность, для Декарта всё знание работает на некий практический результат, древо познания существует для того, чтобы плоды собирать, либо непосредственно (плоды), либо опосредованно (ствол и корни). Всё ради плодов.
+
Если мы вспомним, Д. как матем чем известен? Аналитич. геометрией. У Д. есть одно-единст. произв, книжку по матем, которую он написал. Ещё сущ. переписка, науч. журналов тогда не было, учёных тоже немного, и в основном общение --- корреспонденция, кроме того, в 17 веке это централизовалось, во времена Д. был человек, сейчас незаслуженно забытый, Маррен Мерсен, он был монахом, жил в Париже, ... . И очень часто письма предст. собой минитрактаты. И единств. книжка была выпущена как одно из трёх приложений трактата "рассужд о методе". Чтобы опказать, как работает метод, были три объёмных прилож: Диоптрика, Метеора (метереология) и Геометрия. Геом. --- бул некий трактат, который демонстр. его концепцию о методе. Именно благодаря этому произв. мы его помним. Если мы спросим себя, в чём главная идея ангемы, то увидим, что это мысль по созд. получения конвейера по получ. готовых решений. Д. не устраивала антич., статическая геометрия, которая основывалась на дополнительном построении, но как его получить? Для этого требуется некий гений. Тут же преобр. геом.ю задачу в алгебр. вид., решаем её, преобр. обратно. И идея ангема. сост. в алгоритмизации, получ. конвейера. Понятно, как это вписывается в этот контекст. Некая алгоритмизация, рецептурность. И идея выч. техники восходит именно вот сюда. А дальше контекст лектор прорисовывал, но эта диея именно о том, что матем есть набо алгоритмов, мыслительных автоматистов. Кроме того, любопытно, что идеи, которые сейчас пристуствуют, идеи ИИ, она о том, что ве проблемы можно решать на уровне алгоритмов. Эта идея восх к Д., что всё должно быть подчинено универс. алгоритмам.
-
 
+
-
Следующий момент, касающийся взгляда Декарта. Как мы знаем, Декарт ... Следующий момент. Когда Декарт говорит о универсальном методе познания, Декарт говорит об правильной математике. И если мы посмотрим на его понимание, то увидим несколько особенностей: для Декарта метод универсальный. Если мы спросим почему, то прямого ответа не найдём, максимум — аналогия, как у Платона. Но на самом деле, аналогия следующая: поскольку Бог один, то и познающий тоже один, здесь нет специализации, здесь универсализм сохраняется, и он имеет теологические корни, так как Бог один. Кроме того, поскольку Бог один, то мир подчинён единому замыслу, он не возник из разных частей, мир един, и всё связано, к нему единый ключик должен быть, что ли. Это не прямой ответ, но намёк на контекст, в котором это понимание делалось для Декарта естественным. Кроме того, ... работает практически автоматически, навроде конвейера по получению достоверного результа. Причём, чтобы соорудить его, нужен гений, а чтобы им пользоваться, ничего особого не требуется. И примерно таким образом Декарт понимает метод познания. Декарт: почему, если древние знали метод, то они его уталили? Потому, что если бы они его сказали, то мы увидели бы, как всё просто и не восхищались бы ими.
+
-
 
+
-
Если мы вспомним, Декарт как математик чем известен? Аналитической геометрией. У Декарта есть одно-единственное произведение, книжку по математике, которую он написал. Ещё существует переписка, научных журналов тогда не было, учёных тоже немного, и в основном общение корреспонденция, кроме того, в 17 веке это централизовалось, во времена Декарта был человек, сейчас незаслуженно забытый, Маррен Мерсенн, он был монахом, жил в Париже, ... . И очень часто письма представляли собой минитрактаты. И единственная книжка была выпущена как одно из трёх приложений трактата "рассуждение о методе". Чтобы показать, как работает метод, были три объёмных приложения: Диоптрика, Метеора (метереология) и Геометрия. Геометрия — был некий трактат, который демонстрировал его концепцию о методе. Именно благодаря этому произведению мы его помним. Если мы спросим себя, в чём главная идея аналитической геометрии, то увидим, что это мысль по созданию, получению конвейера по получению готовых решений. Декарта не устраивала античная, статическая геометрия, которая основывалась на дополнительном построении, но как его получить? Для этого требуется некий гений. Тут же преобразует геометрическую задачу в алгебраический вид, решаем её, преобразуем обратно. И идея аналитической геометрии состоит в алгоритмизации, получении конвейера. Понятно, как это вписывается в этот контекст. Некая алгоритмизация, рецептурность. И идея вычислительной техники восходит именно вот сюда. А дальше контекст лектор прорисовывал, но эта идея именно о том, что математика есть набор алгоритмов, мыслительных автоматистов. Кроме того, любопытно, что идеи, которые сейчас пристуствуют, идеи ИИ, она о том, что все проблемы можно решать на уровне алгоритмов. Эта идея восходит к Декарту, что всё должно быть подчинено универсальным алгоритмам.
+
{{Философия математики}}
{{Философия математики}}
{{Lection-stub}}
{{Lection-stub}}

Пожалуйста, обратите внимание, что все ваши добавления могут быть отредактированы или удалены другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. eSyr's_wiki:Авторское право).
НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Личные инструменты
Разделы