Философия математики, 08 лекция (от 07 апреля)

Материал из eSyr's wiki.

Перейти к: навигация, поиск

Диктофонная запись: http://esyr.org/lections/audio/philmath_2008_summer/PM_08_04_07.ogg

Эпоха возрождения

В прошлый раз разговаривали о ситуации и о контексте, в котором мат. сущ. в ср. века.. Сейчас пора построить мостик через эпоху Возр. к новому времени. И здесь надо обратить внимание на следующий момент: мы помним, что..., мы говорили о том, что на первый взгляд, вроде бы, образ Бога-геометра и особое отношение к роли человека в мире, сотворённом Богом, которые приносят с собой христ., должны созд. благопр. почту для разв. матем. Но мы этого в среджневек. не видим, и мы говорили, почему это так. И, чтобы перейти к эпохевозрожд., надо сделать маленькое замечание: те моменты, которые блокировали такой взгляд нароль матем., начинают отсуступать на периыерию, парадоксальным образом. Есть впечатление, что острое ощущ. греха отсутстпает на задний план, и на перед. план нач. выходить те моменты, о которых мы гворил. Чел. эпохи возр. начинает ощущ. себя богоподобным. Любопытно, что здесь ничего не нужно придумывать, о богоподобии члеовека говорит христ., говорится, что бог создал человека по своему подобию, но это не воспр. как переж. наличие, реального богоподобия. А здесь начинает переживтаься именно таким образом. Начинает ощущ., что человек обл. божеств. возм. Потому, что его таким сотв. Бог. Осн. интенция идётк тому, что вопрос о происх. и подобии Богу идётна периферии. Осн. культ. интенция идёт по изв. цепочке от теизма к деизму и атеизму. Расцвет ... мы получим в 18 веке. Понятно, что ... эту интенцию называют тенденцией к секуляризации.

Теизм --- предст,, согл. которому мир существует благодаря тому, что Бог создал его и поддерж. Мир завязан на Бога. Если Бог перестанет поддерживать мир, то он верн. к первонач. сост.

Деизм --- мир такой, какой его сотв. Бог. Но дальше мир имеет автономный статус. Развивается он, имеет некие собственные законы. Если мы будем вопрашать о сотв. этих законов, то мы упрёмся в Бога, в божественное творение.

Такое ... в нек. степени наивно. Отношение между творческим созд. мира и его сущ. в след. момент времени наивно. Бог создаёт мир в некий момент времени, а в след момент он на него влияет? Но видна интенция о том, что мир автономен, оперировать божественным началом как можно меньше и по возм. аппелировать к чему-то, что сущ. в мире. На след шаге мы просто начинаем говорит, что мир таков, какой он есть не потому, что бог его таким сотворил, а потому, что он такой есть. Мы отказываемся аппеллировать к некоей инстанции за пределами этого мира. Эото некая голая схема, но переход к такой схеме можно утверждать.

Секуляризация, десакрализация, умервщление --- предст. о культуре, которое не завязано на культ и общ. с Богом.

Эпоха возрожд. --- та эпоха, где появл. иной образ человека. Человека, которй ла, создан богом, но который не завязан на Бога. Да, человек создан богом, но дальше он ... . Более того, челоек начинает противопоставлять себя богом, малы творец, пытается во всём не уступать божест. творцу. Он хочет понимать мир не хуже, чем творец, действовать не хуже. Здес появл. образ возрожд. человека. Почему центр. фигурами эпохи Возр. явл. художники, люди искусства? Но если мы к ним приглядимся, то увдиим, чот они е похожи на людей иск. позднего времени. Художник эп. В. он в первую очередь универсальный человек. Он интересуетсЯ, пытается, наподобие творца, который один и теоретик, и практик, и думает, и воплощает, аналогично художник --- и мыслитель и воплотитель вплоть до технических навыков. Он хочет всё знать, они интересуются всем. И всё это --- один и тот же человек. Вспомните того же Леонардо да Винчи, но не только его. Появляется круг людей такого типа. В этом контексте видим, что здесь с лёгкостью снимаются барьеры, которые сущ. в теч. эпохи. Эщё у греков сущ. различия между теорией и практикой: есть арифметика и логистика, то же саоме будет и в эпоху средневековья: с одной строны будут обрывки теор. матемматики, наряду с этим будет и некая практика. Для сред. веков есть ещё одно убежище для мат. знаинй: расчёт пасхалий. Астрономические знания сами по себе --- вещь странная и сомнительная, но, тем не менее, дяля них есть некое убежище. Церковный годовой круг расчитывается очень сложно, соотв. есть неизменные праздники богослуж, есть сдвигаемые, в осн. завязаны на Пасху, и бля рачёта требуются далеко не самые примитивные правила расчёты. И это тоже умение, знание расчитывать время. Кроме того, здесь появлялась и хронология (умение расчитать год от творения мира). Но опять же здесь снимаются барьеры сред. веков. Возр. античные знания, но там опять же были эти переборк, но интенция, что человек --- конкурент творца, и тту обнаруживаетсЯ, что с лёгкостью начинают сниматься эти барьеры: человек хотел быть на вершине теор. знаний, и тут же практ .расчёты, он всё это начинал сравнивать. И действительно, мы видим тексты, которые видим в ту эпоху, например, трактат ... . Достаточно показательной фигурой того времени будет Лука Пачолли. Он примеч., так как будет таким посредником --- с одной стороны, он универ. преподаватель, с дргугой стороны он вхож в круг художников, и начинает писать трактаты, дабы объяснить для широкоого круга художников теор. знания. Появляется вот такая интересная среда.


На что лектор ещё хотел бы обратить внимание. Фигура... наверное, слово магия хорошо было бы упомянуть. Э. В. --- эпоха расцвета оккулльтных знаний. В тоже врем,я появляется интересный образ --- фигура возрожд мага. Во многом, учёный нового времени возьмёт ряд черт этой фигуры, хотя созн. будет дистанцироваться. попробуем сформулировать, что предст. собой возрожд. фигура мага. Что такое магич, отношение? Лектор сейчас предлагает некие общие схемы. Они упрощ., но тем не менее. Попробуем в общем виде понять, кто такой маг и что такое магич. отношение к миру. для магичс. отн. к миру характерна рецептурность. Что предст. собой магия? Набор магич. формул/рецептов, который включает набор действий, слов; есть набор действий, и образ магич. книги --- сборник рецептов. Соотв., маг этими формулами владеет и умеет польз. обратите внимание на след. момент: формула предп. собой некий автоматизм: всегда предполагается если формула выполнена правильно, то неизбежно должен быть получен эффект. Если эффект не получен: либо мы напутали в осущ. формулы, либо формула неправильна, но предп., что есть некая правильная формула. Хадумаемся, что должен предст. сосбой мир, чтобы он допускал магич. такое отн.? В этом мире не должно быть свободных личностей, поскольку если мир охвачен сеткой маг. формул, то никакий свободы тех сущ-в, которые в нём есть, не предп. Нам только кажется, что он свободны, но лишь до тех пор, пока мы не знаем, за какую ниточку дёргать. Похоже, что до конца эту мысль в ЭВ не продумывают. поскольку люди ЭВ предст. себе мир как живое сущ-во. Но на самом деле, что такое живое существо? Оно предполагает спонтанность реакции, нечто такое, что не может быть полностью просчитано, что не подсинено формулам. Тем более, если мы вспомним, где маг поставлен над всем миром, понятно, что в этот мир входят и остальные люди, а не только растения, животные, духи (в зависимости от предст. космоса). На самом деле, если додумать эту мысль до конца, то получим хорошо известную формулу, которая появится явно только в 17 веке: мир есть механизм, некая машина. Появится аналогия механицизма. На самом деле она есть вывод этого магич. отношения к миру, поскольку он оправдан только в этом случае. Вот такая вот кратина.

В итоге, что мы имеем? Какое место здесь нач. занимать математика? Какое место бога-геометрав этой картине? Образ б-г никуда не исч. Но появляет образ человека-геометра, который способен упр. мриом поср. числе и фигур. Если мы спросим по поводу контекста, то увдидим, что если мы возьмём тексты писателей того времени, то у них будет такая мат. магия. Интересно, что постепенно, к 16 веку эта мысль высветится в чистом виде, и матем. есть приоритетное маг. средство и орудие. Именно это понимание математики мы найдём в начале ноового времени (16---17---1нач. 8 вв.) --- мир --- машина, человек над ней, способен постигать этот мир, чтоюбы управлять им, и главный инструмент --- математика. Любопытно, что матем. попадает в этот контекст, и что обнаруж: матем . становится универс. оружием, и становитсЯ, что матем. подичнено всё в этом мире. И это отлич. от антич. предст. У платона наш чсир не подчинён математике. Небесная сфера хорошо ей подчинена. Но подлунная область не очень хорошо матем. подчинена. А здесь уже оказ, что если мир создан и продуман Богом до осн, то Бог как геометр, его действия должны пронизывать мир до посл. глубигны, глубже только воля божья. Здесбь появляется предст об универ. подчинённости математике. ... Как бы забывают. Это будет характ. для нового времени, возрожд. Мы не встретим вопрос о падшести этого мира. Ни у Декарта, который аппелировал к ЬБогу, ... . Вопроса падшести мира здесь нет.

Итак, действ., человек-геометр, человек, который стремится установить власть на ж этим миром, задачи мага именно такие, он желает подчинить имир и оперировать им по своему усмотрению. Появился контектс, отлич. от антич.

Лектор хотел и не показал две картинки, т. к. они нарисованы позже, в саомм конце 18 века, но выраж то же отношение. Это картины, принадлеж. Уильяму Блэйку.

"Официальный сайт Уильяма Блэйка"

Важнопоставить их рядышком. Здесь картины Бога и Ньютона. Бог созд. этот мир, а человек получает возможность властвовать поср. геом. расч.. Если приглядеться к картине с Ньютоонм, то похоже, что Ньютон не только голвый, но и под водой. что он делает под водой? Если бы мы читали платона, то мы поймём, о чём речь. У Платона есть ещё один миф, где люди уподоблены обитателям подводдного мира, мир как бы подобен впадинам, лужам, залитым водой, и мы думаем, что есть только эта лучжа, но на самом деле есть ещё и воздушный мир. Возм., что Блэйк обыгрывает эту платоновскю аналогию.

Дальш посмотрим, что говорят о математике два предст. ноового времени --- Декарт и Лейбниц. Это самые крупные математики и философы того времени.

Рене Декарт

Если мы посмотрим такие произв. Д., как ... и ..., то можем обнаружить его нкоторые размышления о том, что он вынес из своего обуч., а он обучался в ... заведении, это ... . И дД., подводя итог своему образованию, говорил следующее: все знания человеческие длянего отчётлимво разделилсь на две группы, и обе его не устраивали, по разным причинам. В первую из таких групп попала математика, во вторую --- всё остальное. Когда речь идёт о математике, речь в первую очередь идёт речь об античной математике. Его не устр. ни одна чатьс. ни другая.

Чем его не устр. матем? Мат. восхитила Д. тем, что можно получать абсолютно достоверные результаты. В самом деле, попробуем вспомнить какую-нибудь теорему Пифагора, один из древнейших рещультатов, тем не менее, нас до сих пор убеждают эти утв. Тем не менее, его не устр. математика. Ибо это отвлечённые рассуждения, ни о чём. Абсолютно точные утв. обо всякой ерунде.

Чем его не устр. всё остальное (философия)? Тут всё с точностью до наоборот. Здесь речь идёт о важных и значимых для человека предметах, но тут никогда не знаешь, с чем имеешь дело. Всё перемешано, нет никакого способа отличить истину от лжи.

С одной стороный точный сопосб и ничтожный предмет, с другой --- важные вещи и никакой точности. И отсюда получаем: как бы взять точный метод матем. и да применить его к чему-то важному. Но сначала надо его извлечь, и это требует неких усилий. И Д. предп,, что древние математики обладали этим предметом, но уталили его от нас, а чтобы мы ..., они представили математику древних. Соответственно, Д. берётся извлечь то, что он в лальн. будет наз. истинным методом позн., с дугой, в правиле руководства ума у него есть некий текст: истинную математику следует называть не заимствованным словом, а старым, но не так давно вновь вошедшим в употр. именем "всеобщая математика". Речь идёт о слове "алгебра", которое заимствовано из арабского и означало одно из правил оперирования в уравнениях. Всеобщая матем ()а латыни н --- mathesis universalis. Название примечательное, поск. mathesis может также быть переведена как наука. Но почему же это древнее, но не так давно вошедш. в употр? Дело в том, что это наз. восх. к Аристотелю, точнее, к комментарию Прокла к первой книге Евклида, а он уже опирается на Аристотеля. У А. есть пара мест, где он ссылался на всеобщ. матем. Откуда у А. появилась идея о всеобщ. мат? А. ввёл предст. о свеобщ. абстрагир., и в соотв с ним знания можно выстр. в виде иерарх. лесенки по степени абстрагирования. Внизу находится "техно", техника. Выше идут практ. науки, связанные в неким действием. Выше идут теор., умозр. науки, из которых три основных. И они снизу вверх идут так --- физика, математика, первая философия (что в дальн. станут называть метафизикой), причём, как мы знаем, физика иссл. то, что связано с движ., изм., и если мы от него от влеч, то останутся колич. вел-ны, то останется матем., если отвлечя и от них, то ост. сущ. и несущ., эти и заним. первая философ. Матем. сост. аналогично --- снизу музыка, астрономия, они ближе к физике, и непонятно, куда их относить, в одном еместе А. гноворит, что астр. есть самая физическая из астр. наук; дальше геометрия; дальше -- арифметика. Начало геометрии --- точка, арифм --- единица, а точка --- единица, имеющ. положение. Но тут А. замечает одну вещь: в совр. матем. есть целый ряд утв, которые не имеют ни спец. геом., не спец. арифм. природу, и применяются и там, и там: если к равному прибавить равное, получат равное, и речь может идти о чём угодно. Иил всевозм. правила преобр. пропорций, отношений. По логике вещей, что должно быть --- должна быть дисцеплина, которая занимается подобными утв., и она должна быть выше арифм. и геом., и она должна назыв. общ. матем., и она доджна быть погран. с первой философией. Но дальше А. не идёт. Но так или иначе слово произнесено, а авторитет у А. был огромный, и если у него слово произнесено, то так оно и ест. Дальше об этом употр. Прокл в введений к комм. к пятой книге Евкл дайд свод антич предст, и эту мысль он употр. А дпальше про эту общ. мат., вскольз упомянутую у А. и Прокла, и куча матем. 16 века неожиданно вдруг это обсуждать, обсуждают, что имел в виду А. под этим словом: то ли некую самост. дисциплину, то ли совок. имеющихся дисциплин. Вроде бы может показаться, чисто казуист. спор, но тогда почему они вдруг всполошились, 6---7 авторов --- очень серьёзно. Почему вдруго стали общ. матем. поминать? потому, что от арабов начинают получать общие комментарии, и там это наз. алгебра. Средневек. Европа ориетн. на антич. предст, а антич. предст --- квадрилиум, и то, что арабы, это куда относится? Возникает момент, когда структура дисц. перестат устраивать, она перестаёт быть адекв. реальной структ. знаний. Для изм. структ. нужно обоснование, а иделаьное обосн --- ссылка на авторитетов, на того же А. Поэтому здесь были осн., Д. знал этих авторов, поэтому он неслуч. говорит о термине старом, но не так давно вновь вошедшим в употредление.

Здесь же, он говорит, что эта всеобщ. матем. должна быть сформ. так, что мы должны уст. эту меру так, вне зависимости от того, в чём она. То есть, некий универс. инструмент, котрый можно применять к любому содержанию. Кстати, в связи с таким пониманием матем, обратим внимание вот на что: если мы посмотрим поздние произ. Декарта, суммирующ. произведения, там в предисл. к этой работе Д. расск, как он себе предст. философию --- в виде дерева. корень --- метафизика, ствол --- физика, ветви --- разные дисциплины. Среди них выделят три главных --- медицина, механика, этика. Это как раз практисеские, прикл. области знаний. Человек действует в мире телесном, и медицина учит о том, как заботиться о теме. Механика --- дисц. о создании разн. машин, и она рассм. как расширение возм. человеческого тела, соотв, созд. машины, механизмы, которые это расширяют. Этика --- наука о том, как поступать в этом мире. Самое любопытное --- в этом дереве нет математики. Для Д. математику, которая воспр. как отдельная дисциплина, имеющ. свой предм. рассм., не имеет своего места в этой системе знаний. Но универс. матем -- универс. метод познания, способ постр. всего ерева, а не какая-то его часть. Таким образом смотрит Декарт наматем. Кроме того, лектор подчерк. утилитарную ориент., для Д. всё знание работает на некий практ. результат, древо позн. сущ. для того, чтобы плоды собирать, либо непоср (плоды), либо опосредованно (ствол и корни). Всё ради плодов.

Следующий момент, касающийся взгляда Д. Как мы знаем, Д. ... След. момент. когда Д. говорит о универмс. методе позн., Д. оговорит об правлиьной матем. И если мы посм наего поним, то увидим неск. сообенностей: Для Д. метод универсальный. Если мы спросим почему, то прямого ответа не найдём, максимум --- аналогия, как у Платона. Но на самом деле, аналогия слежующая: поскольку Бог один, то и познающий тоже один, здесь нет специализации, здесь универсализм сохр, и он имеет теологические корни, так как Бог один. Кроме того, поскольку Бог один, то мир подчинён единому замыслу, он не возник из разных частей, мир един, и всё связано, к нему единый ключик должен быть, что ли. Это не прямой ответ, но намёк на контекст, в котором это понимание делалось для Д. естественным. Кроме того, ... работает практически автоматически, навроде конвейера по получ. дост результ. Причём, чтобы соорудить его, нужен гений, а чтобы им польз., ничего особого не требуется., и примерно таким образом Д. понимает метод познания. Д: почему, если древние знали метод, то они его уталили? Потому, что если бы они его сказали, то увидели бы, как всё просто и не восхищались бы ими.

Если мы вспомним, Д. как матем чем известен? Аналитич. геометрией. У Д. есть одно-единст. произв, книжку по матем, которую он написал. Ещё сущ. переписка, науч. журналов тогда не было, учёных тоже немного, и в основном общение --- корреспонденция, кроме того, в 17 веке это централизовалось, во времена Д. был человек, сейчас незаслуженно забытый, Маррен Мерсен, он был монахом, жил в Париже, ... . И очень часто письма предст. собой минитрактаты. И единств. книжка была выпущена как одно из трёх приложений трактата "рассужд о методе". Чтобы опказать, как работает метод, были три объёмных прилож: Диоптрика, Метеора (метереология) и Геометрия. Геом. --- бул некий трактат, который демонстр. его концепцию о методе. Именно благодаря этому произв. мы его помним. Если мы спросим себя, в чём главная идея ангемы, то увидим, что это мысль по созд. получения конвейера по получ. готовых решений. Д. не устраивала антич., статическая геометрия, которая основывалась на дополнительном построении, но как его получить? Для этого требуется некий гений. Тут же преобр. геом.ю задачу в алгебр. вид., решаем её, преобр. обратно. И идея ангема. сост. в алгоритмизации, получ. конвейера. Понятно, как это вписывается в этот контекст. Некая алгоритмизация, рецептурность. И идея выч. техники восходит именно вот сюда. А дальше контекст лектор прорисовывал, но эта диея именно о том, что матем есть набо алгоритмов, мыслительных автоматистов. Кроме того, любопытно, что идеи, которые сейчас пристуствуют, идеи ИИ, она о том, что ве проблемы можно решать на уровне алгоритмов. Эта идея восх к Д., что всё должно быть подчинено универс. алгоритмам.


Философия математики


01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14


Календарь

Февраль
18 25
Март
03 10 17 24 31
Апрель
07 14 21 28
Май
05 12 19


Эта статья является конспектом лекции.

Эта статья ещё не вычитана. Пожалуйста, вычитайте её и исправьте ошибки, если они есть.
Личные инструменты
Разделы